Агни Йога
(англ. и нем.: Agni Yoga, фин.: Agni jooga, латыш.: Agni
Joga ) — имеет также второе равнозначное, но более
употребительное название — Живая Этика (англ.: Living
Ethics, нем.: Lebendige Ethik, фр.: Éthique de Vie) —
философско-этическое учение, затрагивающее все стороны
бытия — от космологических вопросов до повседневной
жизни простого человека, принесённое в мир в первой
половине XX века супругами Рерихами — Рерих, Елена
Ивановна и Рерих, Николай Константинович. Первая запись
учения Живой Этики сделана в Лондоне 24 марта 1920 года.
Этот день — 24 марта — ежегодно отмечается всеми
последователями Живой Этики как «День Учителя».
Первоиздания книг Живой Этики
Книги Живой Этики возникли из избранных
бесед гималайского Махатмы
М. с Еленой Ивановной и Николаем
Константиновичем Рерих. Е. И. Рерих
записывала все
беседы в свои дневники-манускрипты. На основе этих
записей было издано 14 книг.
Книги Живой Этики по месту и году издания:
• «Листы сада Мории. 1924». (Зов). Париж, 1923 г.
• «Листы сада М. 1925». (Озарение). Неизвестно, 1924 г.
• «Община. 1926». Первое издание в Урге (Улан-Батор),
1926 г., второе, изменённое издание в Риге, 1936 г.
• «Агни Йога. 1929». Первое издание в Париже, 1929 г.,
второе, изменённое издание в Риге, 1937 г.
• «Беспредельность I. 1930». Париж, 1933 г.
• «Беспредельность II. 1930». Париж, 1934 г.
• «Иерархия. 1931». Париж, 1931 г.
• «Сердце. 1932». Париж, 1932 г.
• «Мир Огненный I. 1933». Париж, 1933 г.
• «Мир Огненный II. 1934». Рига, 1934 г.
• «Мир Огненный III. 1935». Рига, 1935 г.
• «Аум. 1936». Рига, 1936 г.
• «Братство. 1937». Рига, 1937 г.
• «Надземное. 1938». (Манускрипт из 955 параграфов,
впервые издан только в начале 90-х годов)
Переводы книг Живой Этики на
иностранные языки
Первые переводы книг Живой Этики были выполнены
Нью-Йоркскими сотрудниками Рерихов на английский язык. К
середине XX века на английский язык были переведены все
книги серии, кроме последней — «Надземного», которая
была переведена не полностью (599 из 955 параграфов). И
лишь в наши дни остаток был переведён американскими
сотрудниками Agni Yoga Society. С середины XX века
появляются первые переводы на французский, немецкий,
испанский и др. европейские языки. Все эти переводы,
кроме немецкого, были выполнены с английских переводов,
то есть осуществлён двойной перевод. В настоящее время в
Интернете доступны переводы книг Живой Этики на
следующих языках (в разной степени по разным книгам
серии): английском, немецком, французском, латышском,
болгарском, португальском, итальянском, испанском,
ирландском.
Некоторые основные положения
учения Живой Этики
Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее
толкователи. Рериховское движение в России. / Журнал
"Вопросы философии", № 3, 2001 г.
Живая Этика — это синтетическое научно-философское
учение о Мироздании в целом; о его устройстве,
происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли
Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной;
о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с
Космосом; об эволюции человека и человеческого общества;
о нравственных основах Бытия и путях духовного
совершенствования, как необходимого требования Эволюции.
1. Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит
материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает
как те формы материи, которые изучаются современной
наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не
известны. Мир развивается по Космическим Законам,
изучение которых является важнейшей задачей
человечества. В развитии Вселенной принимает участие
Космический Разум, частью которого является человечество
Земли.
2. Известно, что существуют три основные формы познания:
научное, религиозное и художественное. Живая Этика
придает большое значение религии в истории человеческого
общества, однако основную роль на современном этапе она
отводит науке. «Мир будущий, мир высший, — писала
Е.И.Рерих, — грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно
лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не
только установят превосходство психической энергии
человека над всеми до сих пор известными энергиями, но
будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким
образом, значение духовности будет установлено в полной
мере. Познание высших законов подчинит технику духу, и
отсюда утвердится и познание высших целей, которое
поведет к преобразованию всей материальной природы.
Преображенная природа, преображенный дух народа
подскажет и новые лучшие формы устроения жизни» (Письма
Елены Рерих. 1929–1938. Рига, 1940. Т.2. С.219).
Согласно Живой Этике, область науки не может
ограничиваться изучением «косной» материи и «живого
вещества» (или биологических объектов), она должна
включать исследование мысли, сознания, души (психеи),
психической энергии, проблемы бессмертия и смысла жизни,
которые ранее относились к сфере религии. Не только
физические, но и психические, духовные явления должны
стать предметом изучения науки. Эти идеи Живой Этики
близки к программе Тейяра де Шардена, который считал,
что «удовлетворительное истолкование универсума, даже
позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но
и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух.
Истинная физика та, которая сумеет включить
всестороннего человека в цельное представление о мире».
(Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987 .
С.40). Конечно, наука сможет выполнить свою роль в
эволюции человеческого общества только в том случае,
если она сама претерпит существенные изменения. Она
должна смело отбросить устаревшие догмы, стать более
открытой и более одухотворенной. Науке предстоит
проникнуть за пределы физического плана, в миры тонких
энергий, в иные измерения многомерного психодуховного
пространства. Расширяя сферу деятельности науки, Живая
Этика придает основное значение опытному познанию. «Надо
собирать все факты, еще не вошедшие в элементарные
учебники, — писал Н.К.Рерих. Надо нанизать эти факты с
полнейшей добросовестностью, не презирая и не
высокомерничая» (Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР,
1992. С.17).
Что касается художественного познания мира, то, согласно
Живой Этике, роль его будет возрастать. Ф.М.Достоевский
говорил, что Красота спасет мир. Живая Этика уточняет:
осознание Красоты спасет мир.
3. Решающим фактором в развитии человеческого общества
Живая Этика считает Культуру. Поэтому сохранение и
приумножение культурного богатства всех народов Земли
жизненно необходимо для человечества. Н.К.Рерих создал
широкое культурное движение под Знаменем Мира. Он
разработал Пакт об охране памятников культуры во время
военных действий — Пакт Рериха, который позднее лег в
основание соответствующих документов ООН.
4. Живая Этика провозглашает равенство всех людей
независимо от пола, расовых, национальных или социальных
различий. Общественная жизнь должна строиться на основе
согласия всех народов Земли, на основах коллективизма,
общинности и сотрудничества, при приоритете
нравственного начала. Переход от вражды, конфронтации и
разъединения к единению, согласию и сотрудничеству —
важнейшая задача эволюции на современном этапе. Важную
роль в этом процессе предстоит сыграть женщинам, которые
должны осознать свое космическое предназначение,
восстановить свои попранные права, внести в мир начала
любви, согласия и высокой духовности. Поэтому
наступающую эпоху Живая Этика называет Эпохой Женщины.
5. Невозможно установить счастливую и справедливую жизнь
на Земле, если люди будут оставаться невежественными и
несовершенными. Поэтому установление справедливого
общественного строя непременно должно сопровождаться
совершенствованием каждого человека. Людям нужно
преодолевать свои отрицательные свойства, трансформируя
их в положительные качества. Важнейшей задачей на этом
пути является изживание самости, эгоизма (во всех его
видах), утверждение и развитие самоотверженности и
терпимости в отношениях между людьми. Для успешного
совершенствования нет необходимости уходить в пещеры, в
монастыри, замыкаться и отходить от жизни. Живая Этика
утверждает активную жизненную позицию каждого члена
общества. В процессе совершенствования человеку
необходимо выполнять свой долг перед семьей, народом,
страной и всем человечеством. Он должен действовать во
имя Общего Блага.
6. Важнейшим средством совершенствования человека Живая
Этика провозглашает труд. Не подневольный, а
добровольный, творческий труд — физический или
умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным.
Первостепенное значение придается качеству труда.
В процессе осознанного, устремленного труда, при высоком
качестве его, развивается психическая энергия человека.
Живая Этика рассматривает психическую энергию как
энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного
Мира. Это главная Творческая Сила Космоса, она включает
в себя все основные энергии, которые являются лишь ее
дифференциациями.
Овладение психической энергией ведет к развитию высших
форм сознания — чувствознания и духоразумения, частичным
проявлением которых являются интуиция и озарение.
Живая Этика указывает естественный путь развития
психической энергии. Естественный путь есть путь сердца,
путь любви и труда, путь очищения мышления, развития
возвышенных чувств и мыслей через приобщение к искусству
и неустанное сердечное устремление к Свету.
7. Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования,
необходимо преодолеть невежество. Для этого человек
должен непрерывно учиться. Человек должен знать
достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с
достижениями науки, изучать окружающий мир и самого
себя. Учиться, учиться и учиться — одно из основных
требований Живой Этики.
8. Живая Этика открыта для всех, но не навязывается
никому. Книги этого учения там, где их не запрещают,
имеются в открытой продаже, работают общества и кружки
по изучению Живой Этики. Каждый желающий может принять в
них участие. Но агитировать, зазывать и навязывать свою
точку зрения Живая Этика считает недопустимым, она
решительно выступает против всех форм миссионерства.
Врата во Дворец Знания широко открыты, но войти желающий
может только сам.
Рериховское движение
Начало развития движения последователей Живой Этики
положено в Нью-Йорке в 1921 году, где Рерихами был
создан первый круг лиц из семи человек, которые основали
в Америке ряд рериховских организаций (Cor Ardens,
Corona Mundi, Roerich Museum, Master Institut of Roerich
Museum, Urusvati Himalayan Recearch Institute, Roerich
Society), которые продвигали рериховские идеи,
переводили книги Живой Этики на английский язык,
печатали и распространяли их по Северной и Южной
Америке. К сожалению в 1935 году произошло предательство
Рерихов со стороны некоторых американских сотрудников,
благодаря чему распространения Живой Этики в США сильно
затормозилось. Впоследствии в 1947 году в Нью-Йорке (319
West 107th Str., New York, NY 10025) Музей Рериха был
воссоздан заново верными сотрудниками во главе с З. Г.
Фосдик. Вторым важным центром Живой Этики при жизни
Рерихов стала Рига, и в целом вся Прибалтика, где с
начала 1930-х годов до начала войны существовало большое
количество рериховских обществ, занимающихся изучением
Живой Этики. В Риге напечатаны четыре последние книги
серии учения Живой Этики, а также переизданы две ранние
книги учения. Пиком развития довоенного развития
Рериховского движения можно считать 1930—1933 гг., когда
по всему миру насчитывалось сотни рериховских обществ,
занимающихся не только культурной деятельностью, но и
изучающих книги Живой Этики. Во времена СССР книги Живой
Этики были под запретом, но ходили в самиздате. После
Перестройки наступил расцвет движения последователей
Живой Этики, которые сегодня называются Рериховским
Движением. Сегодня практически в каждом более-менее
крупном городе России имеется Рериховское Общество, в
котором изучаются книги Живой Этики (Агни Йоги).
|