Без всякой мистики
Комментарий к интервью Даниэля Энтина.
4 октября 2009 ведущая газета США "Вашингтон Пост" опубликовала в своем
воскресном выпуске интервью редактора Отдела искусства Блейка
Гопника с директором музея Н. Рериха в Нью-Йорке Д. Энтиным.
Статья называется "Такой он разный, Николай Рерих".
Это хорошо, что такая газета обратила внимание на личность Рериха. В
статье Блейка Гопника показано насколько неизвестен Рерих в
Америке. Поэтому такая большая статья это удача для Рериховского
движения. Но я обратил также внимание на следующую мысль, которую
высказал Энтин:
"Все эти десятилетия после смерти Рериха в 1947 году, Агни-Йога -
мистическое движение, которое они вместе с женой Еленой основали в
1920-е годы под водительством давно почивших учителей из теософского
Далёка ..."[1]
Одной этой фразой для меня стало ясно насколько этот человек далек от
понимания сущности Рериховского движения. Рерихи никогда не заявляли
свои организации (именно из них и состоит в основном Движение) -
мистическим движением. Они были частью мирового культурного
движения. Они часто повторяли, что все их организации имеют
культурно-просветительские задачи! Рерихи целенаправленно пошли не
по религиозному пути (привычном для многих). А пошли по новому. По
пути культуры. По пути науки, искусства, философии. Для этого пути
нужны были образованные, культурные сотрудники, то есть имеющие опыт
и сознание. Для этого и дан был путеводитель на этом пути - Агни
Йога (Учение Живой Этики). Обратимся и мы к ней сейчас. Призывает ли
она рериховцев к мистике или говорит о другом? Читайте следующие
выдержки из Учения и делайте выводы сами.
"Вы любите научное построение – Мы также. Если вы слышали теорию вихревых
колец, теорию волн, теорию магнетизма, притяжения и отталкивания, то
вы должны понять, что на Земле существуют места очень разного
значения. Даже тупые головы задумывались о странной судьбе многих
городов. Комбинация физика, астрохимика, биолога и астролога дала бы
лучший ответ без всякой мистики".[2]
"Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперед намечали
события человечества. Вы не называете их мистиками или ханжами.
Вместе с Нами вы зовете их дальнозоркими психологами. На этом
определении Мы с вами согласимся и остановимся."[3]
"С Нашей Общиной могут идти понявшие реальность и истинный материализм.
Нельзя себе представить мистика и метафизика за Нашей оградой.
Метафизик, получивший удар, кричит: "Я поражен физически!" Мистик
протирает глаза от сияния жизни. Зачем вы живете? Чтоб познавать и
совершенствоваться. Ничто туманное не удовлетворит нас."[4]
Как видите прямо сказано: нет мистиков сегодня в Общине Учителей
Человечества.
"Каждое сознательное мышление мучительно ищет – где грядущее направление
эволюции? Если это направление ощупано, то здравый рассудок
стремится скорее приблизиться к верному пути. Потому Учение не
вовлекает, но показывает путь. Не мистика, но, именно, умозаключение
становится перед ищущими."[5]
Мистика притягивает человеческое любопытство. Но какая польза от просто
любопытствующих? Магнит таинственности привлекает всех без разбора
(увлекающихся мистикой, магией и т.д.). А Учителям нужны не мистики,
не рабы божие, не религиозные последователи, а сотрудники.
Сотрудники, которые способны решать масштабные задачи
общечеловеческой культуры в переходное время от Кали Юги ...
Вспоминаю случай семилетней давности по другому месту жительства. На
плановую встречу нашего общества как-то неожиданно пришел главный
редактор городского радио. Наши встречи не были тайной для горожан.
Еженедельно в среду вечером в здании центральной городской
библиотеки мы собирались для общения и реализации совместных дел,
изучения творчества Рерихов, проведения общегородских мероприятий..
Регулярный ритм встреч давал возможность незнакомому человеку
свободно найти нас. Так иногда и было. И незнакомый человек стучался
в нашу дверь и садился за стол для общения. Разные были люди. Кто-то
потом больше не приходил, кто-то приходил изредка, кто-то
регулярно. Точно не возвращались те, кто искал у нас мистику или
какую-то магию. "Мы этим не занимаемся", - был ответ.
И вот когда к нам таким же образом зашел редактор радио, то мы отнеслись к
этому совершенно спокойно. Буквально с первых минут разговора он
дал нам понять, что он подготовился к встрече. «Я прочитал о
Рерихе. Это великий художник, мистик…», - начал уверенно он. Далее
30 минут мы вели беседу о том, почему Рерих не является с нашей
точки зрения мистиком. Сам он себя таким не считал, а если это
определение попало в некоторые книги о нем, то это было ошибкой
редакторов из-за поверхностного отношения к его деятельности. Хотя и
сейчас у многих наблюдается попытки превратить Рериха то в политика,
то в мистика. А он был просто вождем культуры. После этой встречи у
нас наладилось очень эффективное сотрудничество с редакцией
городского радио. Без всякой мистики.
Возвращаясь к критикуемой фразе Д. Энтина, хочу заметить, что вовсе не
против самого слова «мистика». Из словаря слов не выкинешь. Я против
того, чтобы называть наше Движение мистическим. Традиционно в эти
октябрьские дни, в канун дня рождения Николая Рериха, рериховцы
собираются для разнообразных культурно-научных мероприятий. Они
являются обычно наиболее крупными мероприятиями года. На них обычно
приглашаются много публичных деятелей. Все они (как рериховцы, так
и приглашенные) улыбнутся, а то и возмутятся, когда им скажут, что
они собрались на научно-общественную конференцию «мистических
организаций». Это нонсенс, конечно. Хотя, конечно, любое земное
действие имеет надземное продолжение. То есть все можно отнести
условно к мистическому действию.
В заключение отмечу, что не против самого этого слова и Агни Йога. В ней
записано: «Многие понятия нуждаются в очищении. Среди них мистика
должна быть определена. Если она означает точное знание, тогда
понятие может быть сохранено. Но если устремление не к знанию, но к
туманным построениям, тогда следует изъять слово из обращения. Мы
предлагаем знание, полезное прогрессу человечества..»[6]
Очищать, так очищать. Последовав совету из этого параграфа, этой статьей
попытался очистить образ Рериховского движения от усилий превратить
мировое культурное Рериховское движение в некое движение мистиков.
«Мистическое движение» - это как раз то «туманное построение», о
котором говорится в последней цитате, движение без Имени и Цели.
Давайте работать по делу и без всякой мистики!
Николай
Атаманенко, г. Белгород
7.10.09
г
http://agnivesti.ru/news7084
[1] By Blake Gopnik.
Nicholas Roerich's Different Strokes. Washington Post Staff
Writer
Sunday, October 4, 2009,
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/10/02/AR2009100200153.html