Н.К.Рерих. Путь 
1936.

Мысли и размышления

***


 

 


Проекты для сотрудничества: Живая этика и наука Проект группы <<Соратники>>: Защита наследия Рерихов
Живая этика и искусство
Агнивести: новостной канал Рериховского движения. биография николай рерих, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира


Гостевая книга.
Написать письмо
.

Читайте АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ в новостном проекте "Огненные будни Рериховского движения news)"
 

 

 

"Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно лишь искусство мышления может утончить чувства. " /Живая Этика, Надземное, 341/


Зеркало  самости

 

Что за странное название статьи возможно спросят меня некоторые читатели? Что за  малопонятное  слово «самость»? Что стоит за образом «зеркало самости»? За ним стоит очень распространенная общечеловеческая проблема. Надеюсь, что предложенная точка зрения поможет некоторым читателям прояснить некоторые жизненные явления и пути решения сопутствующих им проблем.

Для начала хотел бы привести одну притчу  под названием «Дар Тьмы» из книги «Криптограммы Востока» Ж.С. Илер (псевдоним Е.И.Рерих).

«Дух Тьмы мыслил: "Как еще крепче привязать человечество к земле?

Пусть будут сохранены обычаи и привычки. Ничто так не прикрепляет человечество к обычным обликам.  Но это средство годно лишь для множества, гораздо опаснее одиночество. В нем просветляется сознание и созидаются новые построения. Нужно ограничить часы одиночества. Не следует людям оставаться одним. Снабжу их отражением и пусть привыкают к своему облику".

Слуги Тьмы принесли людям зеркало.».[1]


          Многие задумаются над загадочным смыслом этой притчи, ибо много тайн  природы связано  именно с зеркалом …

Вот какое объяснение этой притче (и связанных с ней вопросов) дала Елена Ивановна Рерих в некоторых своих  письмах: «Теперь о зеркале, выдумке диавола, сказано в «Криптограммах Востока», но, конечно, это следует понимать иносказательно. Зеркало диавола есть символ  привязанности человека к своей личности, или самости. Тогда как божественный
Микрокосм должен отображать Макрокосм
, диавольское зеркало отображает лишь свою самость
[2]

«Также Вы правы, что темные особенно хитро и с большою ловкостью работают сейчас, стараясь исказить каждую прекрасную мысль, нашедшую себе выражение. Истинно, дьявол – изобретатель зеркала, да еще не забыл сделать его кривым!»[3]

«Старшие Братья, во все века, приходили на помощь людям, но глубокое невежество и нетерпимость, царившая в правящих кругах, отвергали спасение целых стран. Самость людская больше всего ненавидит тех, кто могут предвидеть, кто могут знать больше их самодовольного невежества. Как ничтожно число желающих действительно учиться, все стремятся лишь поучать! Но мудрый всю жизнь, как пчела, собирает мед знания, черпает из наблюдений». [4]

Самость людская мешает принять помощь от Великих Учителей жизни для спасения человечества в сложный момент времени. Самость политика или ученого может оказать большие негативные последствия для всех людей. Самость обычного человека может оказать большие негативные последствия для него самого и близких ему людей.  Что же это? И как избавиться от её влияния?

Когда   задаешь вопрос «что же такое самость?»,  то многие люди   отвечают, что они никогда даже не слышали такого слова. Однако, в теософии и Живой Этики это одно из ключевых понятий. Елена Ивановна Рерих писала: «... самость есть корень всех бедствий»[5].  «Самость, страх и сомнение – три проклятия человеческой жизни!»[6] Исходя из этих слов, очень важно разобраться с этой глубинной причиной людских страданий. Согласно вывода из вышеприведенного комментария притчи, самость есть отражение зеркально перевернутой структуры Божественного Микрокосма. Зеркало самости заслонило Макрокосм от микрокосма, что привело к изоляции внутреннего мира человека от реальности Высших миров.

Древний буддистский труд Ламрим пишет: «Постижение реальности ─ особая практика мудрости ─ постижение отсутствия самости явлений.»[7] Иными словами, постижение относительности, "пустоты" всего сущего. Настоящее постижение реальности есть отсутствие двух самостей: абсолютной самости явлений (дхарм) и абсолютной самости "я". Вера в пустоту  - есть постижение сущности бессамостности.

Что же это самость? Философско-гуманистический термин. Внутренняя сущность человека осознаваемая им самим.

«САМОСТЬ - (1) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие самости  введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.д.; (2) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) у Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия».[8]

Это то, что определяет главную сущность многих людей и движущая сила его мыслей и поступков.

Самость - это некое внутреннее "я". Самость имеет несколько степеней.

Елена Рерих писала: «Люди так боятся утерять свою индивидуальность и свободу воли, а между тем,  именно, все эти дрожащие за нее в большинстве случаев и не имеют ее, и даже чаще других являются одержимыми. Для большинства индивидуальность есть не что иное, как сильно выраженная самость. Интересно спросить многих, как понимают они индивидуальность? Ответы получатся прелюбопытные.»[9]

Чем отличается самость от индивидуальности? Познакомимся с разъяснением этих отличий, данных Еленой Ивановной Рерих:  «... люди обычно смешивают понятие индивидуальности с самостью, которая,  конечно, исключает всякое понятие общественности. Необходимо, чтобы люди научились разбираться в этих двух столь противоположных понятиях – самости и индивидуальности. Самость – самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и, прежде всего, саморазрушения. Самость есть обособленность омертвения. Старая истина, так мало осознанная, что Космос и все человечество представляют одно неделимое целое, должна, наконец, войти в сознание людей. Пусть попробуют из единого организма выделить или изолировать хотя бы один орган или член, что получится! Индивидуальность есть вмещение жизнедательное. Индивидуальность есть краса, есть венец человека, синтез всех его накоплений. Но можно ли накоплять, обособившись в  самости от всех жизнедателей? Индивидуальность есть мед, собранный пчелкою-человеком со всех лучших цветов и на разных лугах. Но какой мед соберет человек, замкнувшийся в темницу самости?» [10]

Во многих философских и религиозных системах  давно разделяют природу человека на несколько условных частей: как на две - на высшую и низшую природу, или на три - на дух, душу и тело, так и на большее количество  - 5, 7, 12, 21, 49. Так, "Живая Этика" (Агни Йога) выделяет в человеке  как бы три "Я": "Я" - божественное, сверхчеловеческое, неизменное - это Монада; "Я" - высшее, человеческое, развивающееся - это Индивидуальность; "Я" - низшее, дисциплинируемое - это личность. Личность является орудием, средством реализации  задач индивидуальности в рамках конкретного жизненного воплощения. Живая Этика считает индивидуальность бессмертной, вечной, единой для всех жизней: ее качества, усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с индивидуальностью в следующее воплощение. Самость есть некий суррогат низшего «я».

Часто под самостью понимают самобытность или просто эгоизм, включающий все негативные свойства характера и действия личности человека (обычно слово, которое их обозначает начинаются с приставки "само-"), например : само-любие, само-мнение, само-заносчивость, само-мнительность, само-надеянность, само-званство, само-волие, само-довольство, само-жаление, само-недоверия, само-обольщение, само-услаждение, само-унижение, само-обман.

Но между самостью и эгоизмом та же  разница, как между причиной и следствием. Одни людей движимы альтруизмом, а другие всегда и во всем – лишь самостью и эгоизмом. Дадим краткую характеристику Живой Этики некоторым из этих состояний.

Обиженность.  «Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.»[11]

Самоволие. «Люди напрягают энергии, не считаясь с тем, что каждое начало имеет и конец. Пушечная стрельба может вызвать дождь, но это будет одним из самых примитивных воздействий. Люди замечают, что радиоволны могут производить смущение атмосферы, и, тем не менее, число аппаратов увеличивается без ограничения. Нет дела фабрикантам, какие болезни они порождают. Замечаются раздражения слизистых оболочек, также злокачественные опухоли, но среди причин человечество не ищет свое самоволие. Оно не думает, что появятся новые жертвы, которые будут расплачиваться жизнью.»[12]

Самонедоверие. «Если самомнение, самоволие пагубны для Йога, то самонедоверие вредоносно. Люди не понимают границу между самомнением и самонедоверием, но все психические границы очень неявны. Только гармония может показать, как различны многие понятия. Конечно, и познание Надземного Мира тоже научает, как различать вред недоверия к себе. Представим себе человека, болеющего самонедоверием, в Тонком Мире он окажется несчастным, ибо не сможет воспринять реальность Тонкого Мира. Он не доверяет себе, и сама действительность надземная будет ему казаться галлюцинацией.»[13]

Самомнительность. «Насколько самоуверенность в действии благословенна, настолько самомнительность губительна. Самомнительность враждебна простоте. Даже большие умы подвержены этой болезни, и в труде должны возвращаться лишний раз, пока не сотрут этой шелухи. Одно из условий мешающее – отсутствие простоты. Можно носить лапти и не быть простым. В простоте можно величайший Храм построить.» [14]

Самодовольство. «Истинно, самоуверенность может быть отличным понятием, но самодовольство – могила эволюции. Так, нужно не умалять планету Землю, но следует вообразить ее место среди величия Беспредельности».[15]

Самолюбие. Самолюбие - чувствительность и зависимость к мнению окружающих о себе, бесконечная борьба за первенство  среди других.  Высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих, может рано или поздно привести к  мучительным  страданиям.  О самолюбии хорошо сказал ученый гуманист и мыслитель Али Апшерони: «Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов»[16]. Самолюбие делает человека беззащитным. В чем причина и негатив самолюбия? Что плохого в нем (в любовании собой)? Хорошо ответил Николай Александрович Бердяев: «самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя»[17]. Человек заменяет  истинную любовь к себе, как частичке божественного, - страстью услышать о себе любимом. Живая Этика пишет об этом так: «Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины[18]

Самонадеянность. Это чрезмерная уверенность в самом себе, в своих силах. Иногда она может довести ситуацию до роковой черты. Именно поэтому, например,  самонадеянность в уголовном праве трактуется, как один из видов преступной неосторожности. Согласно этой нормы права, преступная самонадеянность характеризуется тем, что виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает:

- на свою способность не допустить вредных последствий;

- на вмешательство других людей;

- или на то, что преступный результат не наступит в силу каких-либо внешних факторов.

Тот же Али Апшерони о самонадеянности писал так: «излишняя самонадеянность не признак интеллекта, а прямое следствие незрелости характера».[19]

Борясь со своей самонадеянностью, не следует кидаться в другую крайность – избегать самодеятельности. Живая Этика пишет: «Среди наблюдений над плачевными последствиями отрицаний нужно не осудить некоторых намеренных приложить свою силу прежде, нежели обеспокоить Иерархию. Может иногда показаться, что люди действуют из самонадеянности, на самом деле они преисполнены почитания Иерархии и прежде всего стремятся положить свои силы, чтобы сберечь каждую частичку энергии высшей[20].

 Самообольщение. Это есть обольщение самого себя, увлечение приятными, но ложными мечтами. А ложная мечта приведет лишь к уходу от реалий жизни и потере драгоценного времени. Пребывать в самообольщении это значит жить в майе, в мире иллюзий. Возращение к реальности без страданий не пройдет, не питайте иллюзий.

«Главная ошибка людей, что они почитают себя вне Сущего. Из этого истекает отсутствие сотрудничества. Невозможно объяснить стоящему вне, что он ответственен за происходящее внутри без него. Явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение, чтоб отрезать провод с хранилищем Света[21]

Отец эгоизма (самости) есть сам человек, породивший подобные мысли.

«Мы видим целые стада самообольщенных, и по Закону Космическому невозможно остановить руку Кармы[22]

«Истинно, малодушие и самообольщение – сестры тьмы[23]

Самоунижение. «Урусвати знает сущность самоунижения. Йогу не свойственно самообольщение и самолюбование. Подобно крылатому вестнику, Йог устремляется в будущее. Как заботливый врач, Йог предвидит зарождение психических недугов и спешит мыслью предотвратить их. Откуда же такое неукротимое стремление в будущее? Конечно, из осознания Надземного Мира.      Йог знает, что деятельность земной жизни является малой частью Надземного существования. Йог познал, как близок и прост переход в Мир Надземный; совершается он ради будущего и научает человека познавать Беспредельность.  Обычно люди боятся такого понятия бесконечности. Они предпочитают в низшем обиходе готовить себе мрачную жизнь в тонком теле. Так они отвергают силу мысли и тем теряют свое мощное оружие. Они устремляются к самообольщению, забывая, что Истина есть украшение мыслителя. »[24]

Елена Рерих писала: «И первое качество, которое необходимо выработать в себе для духовного продвижения, это смирение  …. По этому качеству и судите всех приближающихся. Но не смешивайте высокое качество смирения, выражающееся в отсутствии самости и готовности на всякие жертвы, с лицемерной  приниженностью. Как сказано в Учении: «Именно там, где отсутствует смирение, там будет место самозванству. Там, где Указ Высших Сил утверждается лишь самовольно, там кроется самость...»/Мир Огненный. ч.3,154./»[25]

Рассмотрим другие виды проявления самости. «Урусвати знает, что самость подобна закопченному стеклу. Но среди самости имеются несколько видов. Кроме личной самости бывает самость родовая и даже расовая. Можно представить, сколько извращений истины происходит от такого наслоения отравленных чувств! Но мало того, существует еще и самость планетарная. Недавно вы слышали, что некие ученые утверждали, что жизнь имеется лишь на Земле. Они не только полагали об исключительном положении Земли, но они не подумали о существовании Тонкого Мира. Теперь еще один ученый также берет на себя дерзость настаивать, что нигде в Беспредельности нет и не может быть жизни. Мало назвать такое невежество дерзостью. Только самая грубая самость может вносить в мир такие невежественные суждения. Ученые не берутся доказывать все условия, существующие в Беспредельности, но на основании самых ограниченных наблюдений они судят о всей Беспредельности! Истинная наука не преподает ограничения, особенно же прискорбно, что в век расширения мысли могут быть такие косные гордецы. Нельзя иначе назвать тех, кто утверждает, что сама Беспредельность может подлежать их суждению. Они наносят великий вред, ибо стесняют задатки широкого мышления.»[26]

Как видим самость заразна, и может поразить целый род, расу и даже планету. Причем люди зараженные влиянием самости часто не замечают, как это происходит. Они не замечают, как из червячка серенькой мысли она превращается в страшного дракона, полностью порабощающего человека или сообщество. Елена Рерих пишет по этому поводу следующее: «Вреднейший червь, и для себя самого наиболее неприметный, есть самость. Потому чаще проверяйте себя, ибо червь этот любит прикрыться самыми
изысканными оправданиями. При одних обстоятельствах самость может быть не так очевидна, но стоит им измениться, как червь даст себя почувствовать.»
[27]

«Можно и должно любить свою родину, но кто же из истинных сынов ее захочет ограничивать ее возможности? Такая любовь будет все тою же замаскированной самостью. Истинная любовь может думать только о расширении возможностей
своего народа и будет приветствовать каждый источник, откуда эти возможности могут прийти.»
[28]

«…  чтобы успешно зажигать и устремлять, мы сами должны нести в себе этот неугасимый огонь и держать его в полной чистоте, не допуская чада мелких мыслей, порожденных самостью. Будьте уверены, что мысль, порожденная  самостью, всегда идет вразрез с великим планом Космической эволюции. Потому во всех неудачах ищите этого подтачивающего основы червя и только его.  Самость есть, прежде всего, ограничение, но ограничение есть смерть, ибо Космос существует лишь на принципе безграничности.

Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соответствия, иначе говоря, расширенным сознанием. Потому приложим максимум устремления и напряжения для процесса расширения сознания.
Ведь все последовательные ступени к этой великой освободительной цели даны в Сокровищах Учения, потому научимся наполнять жизнь Учением, помня, что дух и воля претворяют жизнь. .»
[29]

 «… самость всегда являлась самым тяжким камнем преткновения для получения высшего знания. Ибо самость легко может воспользоваться им для своекорыстных целей и разрушить или осквернить самые высокие понятия. А века человеческого опыта
показали, что труднее всего очищать и омыть оскверненные Облики и понятия. Итак, каждый получает по заслугам."
[30]

Рассмотрев некоторые свойства самости, хочу снова вернуться к притче о кривом зеркале. Именно все перечисленное о самости мешает нам видеть в окружающем реальную действительность. Самость превращает человека в свою жертву. Именно самость переворачивает наше восприятие, искривляет зеркало сознания и в итоге мы везде видим лишь отражение все той же самости, вместо Божественного Макрокосма. Такое искажение есть фактически разрыв человека с высшими мирами. Поэтому Елена Рерих писала:  «Самость есть гибель, самость есть разложение, ибо это есть отторжение от своего Высшего Я. Именно самое страшное, что может случиться с человеком.»[31]
              Искаженная действительность бывает настолько мила, что люди искренне верят в то, что они создали в своем воображении. Со всей своей правотой они утверждают то, что принимают за реальность. И тогда в повседневным буднях человек сможет вместо проявлений самости сначала замечать, а потом проявлять самому образы и качества Макрокосма – альтруизм,  самоотверженность, самопожертвование, самодисциплина, самоконтроль, самообладание, самостоятельность, самодеятельность, самообразование.

Друзья, пусть крылья самоотверженности несут вас лишь вперед и ввысь!


Николай Атаманенко, г. Белгород

01.12.2009 г.


[1] Ж.Сент-Илер Елена Ивановна Рерих. Криптограммы Востока.

[2] Е.И.Рерих. Письма, т. 3. 1935 г. (МЦР), стр. 685. // №229. А.М.Асееву. 7.12.1935

[3] Е.И.Рерих. Письма,  т. 4. 1936 г. (МЦР), стр. 275. // №100. Ф.А.Буцену. 23.07.1936

[4] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Том 2, стр. 219. // 17.12.36

[5] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Том 2, стр. 084. // 28.12.35

[6] Е.И.Рерих. Письма, т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 245

[7] Чже Цонкапа. БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ (Ламрим-ченмо), том 1

[9] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Том 1, стр. 143. // 24.11.32

[10] Е.И.Рерих. Письма, т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 378. // №160. Л.А.Иогансон. 27.01.1933

[11] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Том 2, стр. 098. // 21.01.36

[12] Надземное, 405.

[13] Надземное, 900

[14] Озарение, 2.IV.5.

[15] Надземное, 280.

[16] Сайт аффоризмов, http://www.aphorism.ru/496.shtml

[17] Там же.

[18] Надземное, 336.

[19] Сайт аффоризмов, http://www.aphorism.ru/author/a7554.shtml

[20] Мир Огненный ч.2, 176

[21] Иерархия, 99

[22] Мир Огненный ч.3, 70

[23] Мир Огненный ч.3, 217

[24] Надземное, 910

[25] Е.И.Рерих. Письма, т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 168. // №49. Г.Г.Шкляверу. 14.06.1934

[26] Надземное, 273.

[27] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Том 2, стр. 253. // 17.05.37

[28] Письма Елены Рерих, в 2-х тт. Письма 1932-1955, стр. 383. // 03.02.39

[29] Е.И.Рерих. Письма, т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 124. // №73. ам. сотрудникам. 3.12.1930

[30] Е.И.Рерих. Письма, т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 332. // №137. Э.Лихтман. 14.07.1932

[31] Е.И.Рерих. Письма, т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 203. // №59. ам. сотрудникам..07.1934

 


 

 


Поиск: на
Обновления сайта становятся доступными через поиск в течение суток.

Этика в основе каждого дня. 2005-2009 © Nikolai A.


Agni-Yoga Top Sites Rambler's Top100


Hosted by uCoz