Качества духа
Тема качества духа очень важная.
Утверждение полезных и изжитие вредных
качеств составляет одну из целей
нашего пребывания на Земле. Качества
духа - это накопленный Агни. Сам процесс
утверждения качеств – есть процесс
накопления Агни, а то, что накапливаем и
есть качества духа. Агни – есть
психическая или всеначальная энергия.
Качества духа легче сознавать, как
соответствующие качества сознания, так
как сознание – есть накопленная
энергия вокруг зерна духа. Вот эта
накопленная энергия и есть основа, из
чего образуются качества духа.
Особенности этих накоплений сознания
образуют широкую индивидуальную шкалу
качеств духа или психической энергии (ПЭ).
В каком случае ПЭ будет высокого
качества? Чем выше, чище, шире и тоньше у
человека мысли, тем более высокого
качества у него ПЭ.
Цель жизни, говорит Учение Живой Этики,
- это очутиться в Мире Огненном (М.О.) со
всеми накоплениями сознания. Однако,
чтобы добраться до М.О. - надо сначала
преодолеть Мир Тонкий. А кроме светлых
качеств духа, язвы духа тоже уходят в
Мир Тонкий. Все наши качества
утончаются или усиливаются в нем. Как
хорошие качества, так и плохие. Одни
тянут к высшему, другие к низшему.
Поэтому Учение настоятельно советует,
что изживать свои плохие качества надо
здесь, на Земле.
К высшему притягивается высшее.
Положительные качества притягивают
другие положительные. Поэтому
положительные качества называют
накопителями (или аккумуляторами).
К низшему притягивается низшее.
Отрицательные качества притягивают
другие отрицательные, ослабляя то
положительное, что имелось ранее.
Поэтому отрицательные качества
называют расточителями.
Все эти накопленные качества (положительные
или отрицательные) и есть накопления
кармы, то, что приносится в следующем
воплощении.
Какие качества следует утверждать в
первую очередь?
"Укажу качества взыскующих общего
блага.
Первое - постоянство устремления.
Второе - способность вмещения, ибо плох
общинник отрицающий, но ищущий правды
достоин общего блага.
Третье - умение трудиться, ибо
большинство не знает ценности времени.
Четвертое желание помочь без
предрассудков и присвоения.
Пятое - отказ от собственности и
принятие на хранение плодов творчества
других.
Седьмое - бодрствование явите среди
тьмы".
Как видим,
Учитель указал приоритеты над чем
надлежит работать.
Теперь, встает вопрос. А какие свойства
следует изживать в первую очередь?
Конечно, отрицательные, если стремимся
к М.О.
Учение учит об изживании (точнее
об самоосвобождении) от следующих
свойств:
" Урусвати знает сущность
самоосвобождения. Нельзя
насильственно освобождать. Врач может
запретить больному некоторые его
привычки, но коль опасность минует,
человек снова возвращается к своим
обычаям.
Страх, раздражение, ложь, зависть,
клевета и всякие враги человека должны
быть удалены, но без свободной воли
невозможно их побороть. Иногда
говорили, что пороки должны быть изжиты,
но люди стараются продолжать такое
переходное состояние и находят как бы
оправдание своей медлительности.
Потому лучше заменить понятие
изживания понятием самоосвобождение.
Поистине, твердая воля может, как меч,
отсечь дурные привычки." /Надземное,
890/
"Напомним о свойствах,
совершенно недопустимых в общине:
невежество, страх, ложь, лицемерие,
своекорыстие, присвоение, пьянство,
курение и сквернословие.
Кто-то скажет: "Хотите ангелов
набрать". Мы же спросим: "Разве в
вашей земле все – лжецы или пьяницы? Мы
же знаем многих мужественных и
правдивых".
Опять скажут: "Слишком высоки
требования". Ответим: "Неужели у
вас все сквернословцы и своекорыстники?
Все эти условия страшны только для
мещанина, прячущего под порогом
богатство. У Нас, в Гималаях, давно
нашлись люди, которым сказанные
условия – не пугало". " /Община, 3.178/
А с чего следует начинать работу с
качествами? С утверждения
положительных или с освобождения от
отрицательных? Учитель советует
начать с очищения мышления.
"Кто-то молодой спросит: "Как
понимать Агни йогу?" Скажите: "Как
распознание и применение к жизни
всесвязующей стихии Огня, питающей
зерно духа". Спросит: "Как же мне
подойти к этому познанию?" - "Очисти
мышление и после познай три наихудших
свойства твои и предай их сожжению в
огненном устремлении. …" /Агни Йога,
185/
Только чистое мышление позволит
правильно распознавать все оттенки
мыслей при взаимодействии всех
зажженных энергий микро и макрокосмоса.
Работа по очищению мышления есть
отдельный этап подготовки нужных
качеств духа. В чем оно заключается?
Нужно каждую мысль, которую осознали в
текущий момент суметь оценить и
дополнить до правильного (истинного,
более совершенного образа) и утвердить.
Если мы её оставим, то неизвестно когда
она еще всплывет из глубины нашего
существа на свет сознания. Не исправим
её вовремя, и может жить это
несовершенное существо и незаметно
оказывать влияние на обладателя такого
«сокровища». Поэтому сначала очищение
от всех мелочных, личных мыслей - «блох
мышления», затем распознание в себе
трех наихудших свойства и преображение-дообновление
их в положительные.
Очищение мышления это ежедневный и
длительный труд. Неплохо бы
разобраться, что такое мышление и как
его совершенствовать. А пока идет
его первая стадия (очищение), то можно
проводить самонаблюдения и изучение
тех качеств из чего сложился наш дух.
Для изучения этого - Учение предоставляет
богатейший материал. Даже читая Учения,
можно наблюдать за собой, какие мысли
возникают при тех или иных местах
Учения. Потом посмотреть более
внимательно, а какая струнка была во
мне задета. Ведите дневник своих
наблюдений, через какое-то время он
будет для Вас откровением о самом себе.
Выделите один лист, поставьте дату и
опишите что есть в Вас хорошего (слева)
и что не очень (справа). Будьте
искренним, себя обманывать не надо.
Познавая себя - Вы познаете путь,
который Вам следует пройти. Лучше
пройти его на Земле.
Помню, что когда начал изучать Учение и
соприкоснулся с этой темой, то
почувствовал, что между всеми этими
качествами есть взаимосвязь и иерархия.
Захотелось их как-то все упорядочить,
осмыслить, привести их в какую-то
систему. Выяснилось (да и сейчас еще
многое выясняется), что многие качества
для меня не осознанны, не известны их
четкие признаки и глубинное значение.
Выстраивая их между собой в каких-то
соотношениях, начал понимать: во-первых
- всю беспредельность развития каждого
качества, во-вторых – все они не
абстрактны, а есть живые существа,
живущие в едином симбиозе, в моем
внутреннем мире, в-третьих – мы сами
разрешаем кому можно жить в нашем
внутреннем мире, а кому сказать
можно строга сказать – "погостил, и
проваливай, придешь когда станешь
лучше", в-четвертых – что их очень и
очень много ...
Появилось понимание, что правильное
сочетание и развитие качеств – есть
правильное построение внутренних тел.
Разные качества относятся к разным
проводникам нашей сущности, что-то к
астралу, что-то к менталу, что-то к
духовному проводнику (в самом общем
виде). Начал выбирать те качества,
которые упомянуты в Учении,
одновременно интуитивно сортируя их на
"полезные" и "вредные" (ведь
все относительно) . Получился список из
нескольких листов. Причем многие
качества оказались мне совершенно
новые и незнакомые ранее. Начала
осознавать, что каждое качество – это
определенный род энергии. Новые
качества – это новые виды энергии. Агни
Йога, если с ней правильно
энергетически работать, может
научить многому в жизни.
Когда был подготовлен такой список, то
конечно, постарался уточнить по нему
свою сущность – просто поставил плюсы
и минусы, что откровенно считаю есть и
чего нет во мне. Следующее наблюдение
было очень неожиданное, собственно
ради этого и пишу весь этот материал.
Мне оно очень пригодилось. Думаю, что он
пригодится идущим по пути Огненного
Учения.
Оно заключается в следующем. Люди часто
путают качество с действием.
Например, - внимательность и внимание,
сострадательность и сострадание,
милосердность и милосердие,
доброжелательность и доброжелание,
бесстрастность и бесстрастие,
ограниченность и ограничение,
устремленность и устремление,
сознательность и сознание и т.д.
Производя какое-то действие - мы
накапливаем соответствующее качество.
А действие, которое мы можем произвести,
возможно при обладании опять-таки
только определенного качества духа.
Так проявляя внимание при любой работе,
делая ее как можно более внимательно,
мы постепенно развиваем
внимательность. Аналогично, наблюдение
и наблюдательность, распознавание и
зоркость и т.д. Отсюда есть над чем
задуматься. Когда мы хотим развить в
себе какое-то качество, то зададимся
вопросом: какое действие это сделает
лучше всего.
Далее, если внимательно приглядеться,
то обычно название качества
заканчиваются на "- сть", а
действия на "-ие". Это стало для
меня откровением. "Сть" – звучит
как сжатое выражение слова "с-ущнос
–т – ь". Конечно, это только мои
наблюдения и предположения. Тему эту
можно развивать и далее. Есть разница
между действием и силой, проводником.
Конечно, все не так просто, есть еще
много нюансов.
Желаю всем успехов на пути Агни Йоги!
Доверия в свои силы и в помощь Учителя!
Всего светлого!
Николай Атаманенко |