Н.К.Рерих. Путь 
1936. Памятные дни
Рериховского движения

***

Живая Этика.

Семья Рерихов.
Пакт Рериха.


 Тематические сборники.
Статьи
Библиотека
Стихи
Сотрудничество
Изречения и советы Учителя
Полезные ссылки

 


Проекты для сотрудничества: Живая этика и наука Проект группы <<Соратники>>: Защита наследия Рерихов
Проект группы <<Спутники>>: Размышляя над Учением.
Агнивести: новостной канал Рериховского движения. биография николай рерих, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира Живая этика и музыка, агни йога, Рерих


Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"
Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"

«Памятные вещи легко принимают значение талисмана. Также памятные дни утверждают ритм полезный. Надо понять, что памятные вещи пробуждают приливы любви и приносят как бы очищение ауры.»   /Учение Живой Этики, Мир Огненный, часть 2, 148/

 

 

 

Памятный День

16 января

 

155 лет со дня рождения

Владимира Сергеевича Соловьева

(1853 - 1900)

 

Вестник Нового Мира

 

"То,  что в Соловьеве соединилось сознание  двух миров, ставило его в ряд феноменальных явлений века. Позже Живая Этика назовет такое состояние одним из свойств грядущего Нового человека. Соловьев был предтечей будущих эволюционных изменений   не только как мыслитель, но и как личность, уже несущая в себе  эти изменения. Он был тем, в ком физически и духовно реализовался синтез художника, святого и философа.

В нем, в единой целостности, существовали святой, непосредственный свидетель Высшей реальности, творец-поэт, который мог сам описать увиденное и услышанное, и, наконец, мыслитель, который философски мог объяснить Инобытие и его эволюционную роль в истории человечества. Его философия складывалась не из знания, почерпнутого из книг других философов, как это бывало часто до него (и бывает до сих пор), а из собственного глубочайшего духовного опыта. Святой, поэт и философ слились в одной личности и образовали тот удивительный эволюционный сплав, который можно назвать космическим синтезом, без которого ни о новом творчестве, ни о Новом человеке и речи не может быть. В лице Соловьева эволюция представила нам все те важнейшие качества, которыми должен был обладать Новый человек грядущей эпохи. Первый истинно русский философ, намного опередивший свое время, он заложил основы философии Серебряного века и символической поэзии, без которых не смогла бы состояться Духовная революция в России". (1)

Сын великого русского историка Сергея Михайловича Соловьева, внук московского священника Михаила Васильевича Соловьева, по материнской линии потомок знаменитого украинского философа-странника  XVIII века Григория Саввича Сковороды,  выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев был гениальным человеком.  Превозмогая тяготы одновременной жизни своего высокого духа в двух мирах - земном и Надземном, -  он развил свое духовное творчество и создал огромное литературно-философское наследие, оставив человечеству  знание его предстоящего преображения в Богочеловечество. В основе данной им философской системы раскрыты природа всеединства, представленного единой субстанцией божественной Троицы, мудростью, Софией Божества,  и указан путь человека к Богу: 

 

Когда душа твоя в одном увидит свете

Ложь с правдой, с благом зло,

И обоймет весь мир в одном любви привете,

Что есть и что прошло;

 

Когда узнаешь ты блаженство примиренья;

Когда твой ум поймет,

Что только в призраке ребяческого мненья

И ложь, и зло живет, -

 

Тогда наступит час – последний час творенья…

Твой свет одним лучом

Рассеет целый мир туманного виденья

В тяжелом сне земном:

 

Преграды рушатся, расплавлены оковы

Божественным огнем,

И утро вечное восходит к жизни новой

Во всех, и все в  Одном.

 

Когда В.С.Соловьев завершил свой земной путь, профессор Московского университета В.И. Герье над могилой мыслителя сказал:

"Радость и надежду ты всюду с собой вносил, дорогой Владимир Сергеевич. Радость и надежду внушал ты тем, кто знал тебя ребенком в отцовском доме; радость и надежду испытывал тот, кто встречал твой вдумчивый взор на студенческой скамье; радость и надежда овладели всеми нами, когда ты в Московском университете водрузил знамя истинной философии, долго забытой... Ты расправил крылья и поднялся к более широким горизонтам, к более высоким общим задачам. Ты прошел светлым лучом по нашей серой общественной жизни. Ты страстно отзывался на все запросы общества, ты боролся против его идолов, и оно еще многого ожидало от тебя…".

Владимир Сергеевич Соловьев был надеждой для немногих прогрессивно мыслящих его современников, понимавших необходимость переустройства общества, церкви, России. Человечеству, продвигавшемуся по пути эволюции, нужны были основательные знания законов духовной жизни. И, наконец, нужны были осознанные действия в этих областях.  Все это содержалось в творческом действии выдающегося философа и мыслителя. Его свободный, горний дух возвышался над всею земной жизнью и освещал ее  знанием вечной Истины, творя основы жизни будущей. Его творческое философское наследие велико во всех измерениях. Мыслитель и Творец, он стремился к действию, к воплощению своих мыслей уже в этой жизни, создавая философские труды о духовном преображении человека, церкви, государства. В его еще мало изученных работах заложены основы будущего устройства России, в них мы можем найти решения многих современных проблем.

Современники  В.С.Соловьева начинали свое знакомство с писаниями Святых Отцов именно с его книги "Духовные основы жизни". В Петербурге Соловьев читал свои лекции о Богочеловечестве, которые не были результатом теоретических знаний, но отражали его личный мистический опыт общения с Душой Мира, Божественной Мудростью, Софией. Создав философскую систему о всеединстве мира, Соловьев много внимания уделял единству христиан во исполнение главного предсмертного завета Христа:  "Да будет все едино: как ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты  послал Меня". Он искал путь для преодоления христианского разделения,  даже пытался предпринимать практические шаги,  много ездил по западным странам, сблизился со сторонниками соединения церквей. Он не хотел оставлять эту идею в отвлеченном виде, как некую мечту, а пытался осуществить ее. Суть христианской этики великолепно раскрыта им  в самом значительном литературно-философском труде "Оправдание добра", в предисловии к которому он пишет: "оправдать веру наших отцов, возведя ее на  новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечной и вселенской истиной - вот общая задача моего труда".  Многие тогда считали его мечтателем, на родине же его  работы, да и сам автор, подвергались травле и гонению.

 Значение Соловьева для русской философии невозможно переоценить. Он не только создал систему “оправдания добра”, но в свете ее рассмотрел все животрепещущие вопросы русского общества и государства, всякий раз предлагая неординарные для того времени решения в духе христианского гуманизма и социального христианства. По-разному, с разной степенью проработанности его темы становятся темами русской мысли следующего “серебряного века” русской культуры. За 15 лет, протекшие от его смерти до революции, было издано многотомное собрание его сочинений и появилась литература о Соловьеве и его философии. Но работа эта была оборвана на сорок с лишним лет, над именем философа "глухая вода безмолвия сомкнулась" (2)  на весь исторический период времени, названный Армагеддоном. Его сочинения и работы о нем сделались почти недоступными.  Целые поколения XX  века были лишены знания о выдающемся мыслителе.

Но сам В.С.Соловьев был всегда выше преград и тягот своего земного существования, всегда жил верой, всегда жил мистическим прозрением, всегда жил порывом к вечности, утверждая в своем стихотворении:

 

Смерть и Время царят на земле, -
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви!

 

И это делает его для нас дорогим не только как писателя, как мыслителя, как поэта, но и как неповторимого своеобразного человека, ярчайшую личность, которой может гордиться каждая культура. Значение его для развития философской мысли чрезвычайно велико, хотя и трудно определимо в настоящее время, о чем сказано в книге "Роза Мира" писателя  Даниила Андреева:

 

" Что в Синклите России могуч Пушкин, велик Достоевский, славен Лермонтов, подобен солнцу Толстой – это кажется естественным и закономерным. Как изумились бы миллионы и миллионы, если бы им было показано, что тот, кто был позабытым  философом – идеалистом в России, теперь достигает и творит в таких мирах, куда еще не поднялись даже многие из светил Синклита".

 

Творческое завещание, которое оставил В.С.Соловьев строителям духовной жизни на земле, в наше время еще до конца не осознано. Он считал, что единственная нравственная основа общества - принцип человеческого достоинства:

"Когда в начале 90-х гг. Россию постиг ряд стихийных бедствий, Соловьев был одним из первых, отозвавшихся на народное горе ("Вестник Европы", 1891, октябрь; 1892, ноябрь). В страшной нужде, принесенной неурожаем 1891 г., он видел не случайное зло, а неотвратимый результат "полукультурности" нашего общества и "бескультурности" нашего народа. Народу нужна помощь, но помощь культурная, не имеющая ничего общего с патриархальной опекой. Осуществлению этой помощи мешает отсутствие "общественной организации". Необходим "прочный союз свободных индивидуальных сил, солидарно и сознательно действующий для улучшения народной жизни". Приступить к его созданию у нас в России - задача тем более неотложная, что речь идет уже не об улучшении, а о сохранении народной жизни. Настала пора "возвратить патриотизму его истинный смысл - понять его не как ненависть к инородцам и иноверцам, а как деятельную любовь к своему страждущему народу". Опорами общества нельзя считать ни религию, ни семью, ни собственность; единственная нравственная основа общества - принцип человеческого достоинства. В обществе, достойном своего призвания, "никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться только как средство для каких бы то ни было посторонних целей... Общее благо или общая польза, чтобы иметь значение нравственного принципа, должны быть в полном смысле слова общими, т. е. относиться не ко многим только или к большинству, а ко всем без исключения" ("Вестник Европы", 1894, ноябрь и декабрь)".

Соловьев считал:

"Каждый человек как таковой есть нравственное существо, или лицо, имеющее независимо от своей общественной полезности безусловное достоинство и безусловное право на существование и на свободное развитие своих положительных сил... Каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое и, следовательно, должно быть самоцелью, а не средством или орудием только, - это право лица по существу своему безусловно"

 

Нравственным основам общественного и государственного устройства В.С.Соловьев посвятил много своих работ, в которых ярко и убедительно доказал необходимость христианской политики государства, государственной и общественной защиты христианских ценностей в  человеческом достоинстве и обеспечения прав для свободного творческого выражения и развития личности. Ибо, жизнь человека "состоит в служении  Добру - чистому, всестороннему и всесильному. Тот, кто стремится к совершенству в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству, так как само добро непременно есть благо"

 

Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, — вот единственная нравственная норма любой общественной организации, семьи, коллектива, государства, церкви. Если главным условием совершенствования жизни является свободное развитие человека, выступающего связью между мирами -  между природой и высшим надземным миром, -   то до тех пор, пока принцип человеческого достоинства не станет определяющим принципом деятельности всех  сфер общественного и государственного устройства, эволюция жизни невозможна. Отстаивая свободу личности, Соловьев никогда  не был сторонником "непротивления злу" и придавал большое значение правовой государственной защите свободы духовного  развития человека на основе христианской нравственности.

Философская система В.С.Соловьева, основанная на высших принципах духовной жизни,  задает эволюционное направление совершенствованию человеческой жизни, указывает, куда идти, чтобы приблизиться к вечной Истине. Ее значение для строительства будущего многогранно и бесценно.

1 Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. Москва. МЦР. 2001. С. 152

2 Даниил Андреев. Роза Мира. Москва. 1998. с.418

 

Подготовила Т.Н.Горева. г. Даугавпилс. Латвия


Огненные будни Рериховского движения: Текущие новости. Архив новостей: 2006 г. 2007 г.

Поиск: на
Обновления сайта становятся доступными через поиск в течение суток.

Этика в основе каждого дня. 2005-2008 © Nikolai A.


Agni-Yoga Top Sites



Rambler's Top100
Hosted by uCoz