МИССИЯ КУЛЬТУРЫ
Из книги Р.Рудзитиса "Николай
Рерих – Водитель Культуры"
<
>
Н.К.Рерих всей своей сущностью принадлежит к той светлой,
творящей,
гармонической стране Культуры будущего, царству высших
воплощенных идеалов, в котором уже ныне обитают умы,
направляющие человечество по пути эволюции, и в котором,
рано или поздно, также и все человечество найдет свою
незыблемую обитель.
"Если
вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком
будущем государственном устройстве вы мечтаете? - с
достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в
стране великой Культуры".
Страна великой Культуры
будет вашим благородным девизом:
вы будете знать, что в этой стране будет мир, который
бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание...
Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели
стремиться к будущей стране Великой Культуры".
Это верование свое Рерих
подтверждает и в другом месте:
"В какой стране предпочтете жить?
- Конечно, в стране Культуры.
Ваши лучшие помыслы чему вы
принесете? - Культуре.
Чему вы посвятите ваши
просвещенные труды? - Конечно, Культуре.
Чем вы обновите ваше сознание? - Победным светом
Культуры.
Не
потрясатели ли вы? - В постоянных
трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В
положительном утверждении и познавании мы стремимся
улучшить и украсить жизнь земную".
И вот неумолчный, огненный призыв
Николая Рериха - пусть каждый становится обитателем этой
будущей страны, всем своим сердцем и жизнью, пусть
каждый становится человеком истинной культуры,
культурным деятелем и сотрудником.
Люди истинной культуры для Рериха не мечтатели, но
воплотители своих высочайших и прекраснейших мыслей и
мечтаний. Рерих постоянно увещевает избегать всего
отвлеченного, всего не имеющего связи с живой жизнью,
мыслить в конкретных формах и стремиться тотчас же свою
мысль реализовать. Назначение и смысл жизни человека
культуры - служить культуре, помогать ей, созидать
повсюду культуру. Но культура вовсе не отвлеченность,
культура есть органически конкретное, творческое
выявление. Люди культуры - хотя и являются большими
идеалистами, но для Рериха истинный идеализм есть
практический реализм.
Далее, люди культуры - это истинные энтузиасты, ибо
"культура не может цвести без энтузиазма". Этот
энтузиазм для Рериха не фанатизм, но пламя чистого
сердца, синтез знания, накопленный в своей жизни. Люди
культуры устремленно горят о культуре, их сердца
излучают навстречу ей свой свет. Но свое пламя они
каждый миг готовы влить в конкретные формы жизни. Они
готовы во всякое время отдать всего себя на Общее Благо,
они непрестанно и самоотверженно трудятся во благо света
Культуры, они работают над оздоровлением всей жизни.
Понимая, что все наше время стало столь динамичным, что
нужды человечества столь спешны и неотложны, они
понимают также, "насколько все должно быть сделано
спешно и ни одна минута не должна быть потеряна в
интересах общественного блага". Спешно строить и
созидать новую державу культуры на земле, спешно
устремляться к истинному знанию и красоте, и немедленно
воссоздать их также и в жизни. Так Н.К.Рерих призывает к
концентрированной, колоссальной активности во благо
человеческого будущего.
Будучи большими энтузиастами, деятели истинной культуры
являются также большими оптимистами. Ибо они верят в
победу Света Культуры, они верят в Мир Новой Культуры.
Ибо Культура, по их убеждению, и будет той силой,
которая обновит мир.
"Мы, оптимисты, прежде всего, должны предотвращать
всякую панику, всякое отчаяние, будет ли оно на бирже
или в священнейшем Святилище Сердца. Нет такого ужаса,
который, вызвав к жизни еще большее напряжение энергии,
не мог бы претвориться в светлое разрешение".
Если уже само понятие культуры вмещает в себе
сотрудничество между ценностями, то культура есть также
сотрудничество между самими созидателями и носителями
этих великих ценностей. Потому культурный деятель и
стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами
старается способствовать взаимопониманию, объединению и
содружеству индивидов и народов. Лишь в сердечном
сотрудничестве людей культуры, когда один делится своим
жизненным опытом с другим, когда один поддерживает
другого своим накопленным светом, и, наконец, когда все
работают по своим истинным способностям, - культура
может расцвести как самый чудеснейший сад.
Осуществленный в таком сотрудничестве созидательный,
культурный труд будет трудом высокой ответственности.
Ответственность перед культурой, ответственность перед
нашей планетой, которую мы не должны загрязнять;
ответственность перед будущими поколениями, которым нам
нужно передать нашу землю как цветущий сад; и, наконец,
ответственность перед Беспредельностью. Такою чуткостью
ответсвенности Рерих призывает насыщать каждое мгновение
нашего дня.
Так Н.К.Рерих приходит как апостол всекультурного и
всечеловеческого сотрудничества и содружества. Нужно
внести взаимопонимание и согласованность как среди всех
истинных ценностей, так и между всеми людьми, всеми
организациями и нациями. Ни один, даже незначительнейший
индивид или нация не должны исключаться из
сотрудничества на поле культурных возможностей. Если
творческий центр культуры есть сердце, если признак
культуры - человечность, то этот признак человечности
должен принадлежать также отдельным созидателям культуры
- личностям и народам. Всякое сотрудничество возможно
единственно на почве гуманности и всечеловечности.
Потому и каждый народ, для того чтобы он стал способным
на истинный духовный и материальный прогресс, чтобы он
мог сотрудничать с другими братьями, должен освободиться
от узкого эгоизма. Именно, из уважения к истинному
национализму Н.К.Рерих жаждет, чтобы каждый народ,
развивая свои индивидуально-национальные способности,
совершенствуя себя, сделался бы необходимым созвучием в
хоре всех народов. Люди должны открывать свои
неповторимые национальные богатства друг другу, сердца
народов должны соприкасаться с сокровенными чаяниями
своих собратьев, они должны обмениваться осуществленными
сокровищами этих мечтаний. Они должны "претворить в
себе, пропустить через свое сознание достижения всех
народов", только тогда они поймут, что основным
элементом национальной культуры должна быть также
всечеловечность; только таким образом - из своей
ограниченной односущности народ включится в
сотрудничество всех обитателей планеты. Н.К.Рерих
мечтает об истинном звучании души каждого народа, он
призывает возвысить понятие национализма в его чистом,
симфоническом благозвучии.
Невозможно не заметить, что в своих бесчисленных
сношениях с культурными деятелями Н.К.Рерих является
всегда утвердителем и созидателем: он во всем ищет зерно
культуры, утверждает его в каждом и выносит его на свет,
глубоко ощущая святость всякого, хотя бы малейшего, но
истинно культурного начинания. Само понятие отрицания
для него было всегда глубоко противным. Н.К.Рерих
неустанно борется против отрицания и осуждения. На своем
многолетнем этическом опыте Рерих постиг великое зло
всякого отрицания: оно затмевает свет сердца, оно
задерживает творческие выявления. "Как мертвенно
отрицание и осуждение, и как творяще и созидательно
каждое понимание, - говорит Рерих в своем слове об
апостоле любви и терпимости Св.Франциске. - Любить -
значит прощать. Прощать - значит понять... Взгляните на
осуждающего, и вы сразу убедитесь, что он прежде всего
не создатель".
Снова и снова Рерих утверждает в своих произведениях:
"Мы утомлены разрушением и отрицанием. Положительная
созидательность есть основное качество духа
человеческого. В жизни нашей все, что может поднять и
облагородить дух наш, должно иметь господствующее
место".
"Пусть не слишком приковывают внимание к отрицательным
явлениям. Всякое безобразие и невежество затемняюще и
заразительно. Пусть идут позитивным, светлым путем. Как
всегда, будем помнить, что только искры строительства
зажигают сердца и создают творящую радость".
"Все человечество разделено на "да" и "нет". Мы же
пребудем с теми, в природе которых звенит открытое,
светлое "да". Берегитесь утверждать "я" и "нет"!"
Так Рерих характеризует деятелей культуры, строителей
великого будущего, к которым он и сам принадлежит:
"Мы принадлежим к положительным строителям и избегаем
всякого отрицания. Не будучи безжизненными пацифистами,
мы хотели бы видеть Знамя Мира развевающимся, как
эмблему новой, счастливой эры. Мы не отвлеченные
идеалисты. Наоборот, нам кажется, что тот, кто хочет
украсить и облагородить жизнь, тот является настоящим
реалистом".
Вместе с утверждением позитивного в каждом человеке
нужно отметить также большую терпимость Николая Рериха.
В своей статье "Терпимость" он пророчески-сурово
порицает фанатичную нетерпимость. "Нетерпимость есть
признак низости духа, - цитирует он из Учения Живой
Этики. - В нетерпимости заключаются задатки самых дурных
действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится
нетерпимость"... История свидетельствует, что мрачная
нетерпимость разрушала самые высокие культурные
ценности. Где нет терпимости, там не выявляется также
понимание души другого и доверие, там нет и
человеколюбия. Н.К.Рерих противник умаления и отрицания
кого бы то ни было, ибо это было бы некультурно и
постыдно. К такой взаимной терпимости и пониманию Рерих
призывает особенно сотрудников на поприще культуры: "При
взаимных встречах священно нужно охранить достоинство
Культуры. Всякая ссора уже будет признаком
а-культурности. Всякое сомнение в правоте собрата тоже
будет довольно антикультурно. Всякое желание заставить
мыслить по своему рецепту - не может служить признаком
культурности". Рерих благоговейно склоняет голову перед
терпимостью и великой духовной вместимостью Христа,
приводя притчу о милосердии самаритянина, который не
взирал на воззрения, но прислушивался к сердцу. В другой
статье он касается случаев, где в религии проявлялась
терпимость, и можно чуять, что сердце его радуется о
ней. Так, он указывает, что в одной нью-йоркской церкви
баптистов рядом с ликами Христа изваяны на портале также
образы Конфуция, Будды и Магомета, также и великие
философы и ученые занимают место рядом со Святыми и
Вождями религии. Такие примеры всеобъемлющей терпимости
наиболее характерны для восточных народов, часто
преклоняющихся пред подвижниками каждой из религий.
Рерих от всего сердца советует уже с детства, с первых
дней пробуждения сознания, искоренить всякий зачаток
нетерпимости. Вместо взаимного раздора и вражды, в
школах надо пробудить мечты о подвиге, о великодушии,
священный трепет сердца перед нескончаемостью
созидательного труда, надо укрепить в ребенке сознание
сотрудничества, ибо оно способствует взаимопониманию и
терпимости.
Рерих признает, что воистину пришло время изъять
мученичество за Высшую Истину. Разве это не постыдно для
всего нашего культурного века, что трагическая жизнь
Спинозы, Джордано Бруно, Галилея повторяется все еще и в
наши дни, как последствие нетерпимости и душевной узости
фанатичной толпы. Космический Закон не только признает,
но и утверждает многообразие человеческих путей и
творчества: "На каком бы пути ни приблизился ко Мне
человек, на том пути и благословляю его", - цитирует
Рерих из заветов Бхагавадгиты слова Кришны. "Поверх всех
разделений существует великое единение". Это великое
космическое единение объединяет все индивидуальные
элементы, без многообразия не было бы и симфонии.
Наряду с терпимостью Рерих призывает к дружелюбию.
Дружелюбие и благожелательство ко всем живым существам
несет в себе мир и любовь. Оно является творческим
началом, обновляющим жизнь непрестанным созиданием и
строительством: ибо благие мысли о другом возвышают и
созидают другого. Рерих понимает, что никогда еще мир не
нуждался в такой мере дружелюбия, как в наши дни, когда
столько смущающего взаимонепонимания, взаимного
отрицания.
"Мы должны думать не только о том, что свойственно лишь
очень немногим избранным. Учитель Великий шел ко всем.
Все заповеди говорят о том, что принадлежит всем. Из
простейших начал всем, всем, всем заповедано дружелюбие.
В пламенении сердца это дружелюбие претворится и в
любовь, в ту самую животворную, чудесно творящую любовь,
которая во всем оружии Блага указывает: "Да живет все
живущее"".
Лишь терпимость и дружелюбие, это признание души
другого, признание Бога своего собрата, это утверждение
существования другого человека и соучастие в нем, -
может привести к взаимному сотрудничеству и пониманию.
Единственно в терпимости и чуткости гармонизированное
содействие может раскрыть возможности самому широкому,
самому одухотворенному синтезу культурных ценностей.
"Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может
создавать то благотворное сотрудничество, в котором все
человечество так нуждается сейчас. От высших
представителей духовного мира до низшего
материалиста-торговца - все согласятся на том, что без
синтетического сотрудничества никакое дело не может быть
построено. В Культуре целых государств мы видим, что
там, где был понят и допущен широкий синтез, там и
творчество стран шло и плодотворно и прекрасно. Никакое
обособление, никакой шовинизм не даст того прогресса,
который создает светлая улыбка синтеза".
Николай Рерих верит, что мы
находимся сейчас в преддверии очень знаменательного
времени, времени сознательного синтеза и духовности,
когда дух человеческий не будет больше в такой мере
расколот предрассудками и стихиями, как до сих пор, но
свободно, целостно и дружелюбно будет устремляться к
Свету.