Огненная
Посланница Белого Братства
… Е.П.
Блаватская, удивительная и уникальная
женщина, до сих пор еще по достоинству
не оценена ни у нас в России, ни в
других странах. Так же, как Елена
Ивановна Рерих, Елена Петровна
Блаватская – наша соотечественница, и
все, что она сделала, безусловно, имело
и имеет отношение к нашей родине. Елена
Петровна была богато одарена. Она была
человеком мужественным, талантливым,
много путешествовала, посещала и
западные, и восточные страны, все это
было связано с тем, чем она занималась.
Е.П.
Блаватская родилась в 1831 году и умерла
в 1891-м, прожила всего 60 лет, умерла в
расцвете своих сил, правда, с
подорванным здоровьем. Она могла сделать
гораздо больше, но так распорядилась ею
судьба. Елена Петровна несла очень
интересную миссию, предложенную теми
Учителями, которые впоследствии были
связаны с Рерихами. Учителя и
сформировали то, что должна была сделать
Елена Петровна. Большую часть своей
миссии она выполнила, хотя ее жизнь была
невероятно тяжелой и трудной. Всегда
было очень много нападок в ее адрес, и
не только извне, но, к сожалению, и со
стороны окружавших ее людей, которые
считались последователями.
Отметим
вехи ее творческого пути. Е.П.
Блаватская написала два фундаментальных
труда: «Разоблаченную Изиду» и «Тайную
Доктрину», в которых были заложены идеи,
позднее получившие развитие в философии
космической реальности Живой Этики,
созданной Рерихами. Елена Петровна была
выдающимся организатором и создала три
теософских общества: в Лондоне,
Нью-Йорке и Адьяре. Во время работы в
Индии я была связана с индийским
теософским обществом, ходила туда в
библиотеку, у меня были друзья среди
теософов. К какому выводу я пришла,
размышляя над тем, как протекает жизнь в
Адьяре? Адьяр – это огромная территория,
похожая на парк на берегу реки, в
котором находятся здания, где обитают
постоянные члены индийского теософского
общества. Здесь можно найти и
издательство, в свое время выпускавшее
книги Елены Петровны. Каждую неделю, а
иногда каждый день собирались на встречи
члены теософского общества и обсуждали
различные проблемы. Это теософское
общество напоминает английский клуб.
Также англичане приходят в свой клуб,
собираются и обсуждают всякие проблемы,
но никаких результатов обсуждений,
естественно, никто не реализует.
Тогда я
поняла одну вещь, она относится не
только к Е.П. Блаватской, а, как мне
кажется, представляет некий общий закон.
Когда кто-то целеустремленно и с верою
создает какое-либо дело, организацию,
тогда организация работает и производит
впечатление живой, ибо именно тот, кто
ее основал, вложил в нее свою
энергетику. Если сравнить теософское
общество при Блаватской и то, которое
сейчас существует в Адьяре, это просто
две большие разницы. Общество при
Блаватской было действенной
организацией. Надо сказать, что когда мы
увлекаемся исследованием духовной
стороны деятельности Е.П. Блаватской, то
забываем об одном важном обстоятельстве.
В конце XIX века в Индии началось
довольно сильное
национально-освободительное движение
против колониального режима. Именно
Елена Петровна и ее первоначальная
ячейка теософского общества поддерживали
национально-освободительное движение и
сыграли значительную роль в нем. Когда
основатель уходит из жизни, учреждения
обретают совсем другой уровень.
Организация как-то по-другому начинает
себя вести, иногда приходит в упадок,
иногда деградирует. Мы можем видеть
многие подобные примеры в нашей
культурной жизни, предположим, когда
создаются театры или другие культурные
учреждения.
Елена
Петровна была идеологом теософского
движения. Два ее фундаментальных труда
дали основу работе теософских обществ и
сыграли огромную роль в формировании
атмосферы, которая была задумана
Учителями, устремленными к цели -
сочетать культуру Востока и Запада.
Новое знание, которое мы находим в
фундаментальных трудах Елены Петровны,
нашло свою реализацию и помогло развитию
человечества, расширению его сознания.
Как всегда, в любом светлом деле бывают
и свои темные стороны. И я бы сказала,
что Е.П. Блаватская подвергалась
нападкам со стороны недоброжелателей во
много раз больше, чем кто-либо из тех,
кто продвигал в жизнь новое учение,
новое мировоззрение или еще что-то
подобное.
Рассказывать о всех нападках я не
собираюсь, но хочу обратить ваше
внимание на два момента. Во-первых, это
так называемое «дело Куломбов». Речь
идет о чете Куломбов, которая обвинила
Блаватскую в шарлатанстве. Вы знаете,
что Елена Петровна обладала очень
интересными способностями, которые
давали результаты феноменов различного
рода. Куломбы, будучи слугами в доме
Елены Петровны, по наущению иезуитского
ордена католической церкви устроили
целый заговор, в который были вовлечены
английские и индийские газеты, журналы и
многое другое. Елена Петровна была
обвинена в шарлатанстве, в том, что она
писала письма и рассказывала, как
Учителя учили ее делать ложные феномены
и чудеса. Конечно, Елена Петровна таких
писем не писала, все это было задумано
людьми не очень доброкачественными, но
тем не менее все это ей пришлось
перенести. И самое, конечно, трагическое
в этом деле, которое в общем напоминает
и последующие подобные моменты,
связанные с продвижением в жизнь новых
идей на нашей планете, это то, что когда
Елена Петровна поняла, откуда идут
нападки и заговор, она предложила подать
в суд на Куломбов, на тех
отцов-иезуитов, которые в этом
участвовали. Но, к сожалению, теософская
организация ее предложение не приняла.
Пассивность членов теософского общества
в сравнении с энергией его создателя
производит, конечно, крайне удручающее
впечатление.
Вы,
наверное, знаете, что эта ситуация
повторилась в деле Рерихов, когда Хорши
совершили предательство, в результате
которого погиб первый Музей Рерихов в
Нью-Йорке. Состоялся суд, который был
проигран Николаем Константиновичем и
Еленой Ивановной Рерихами только потому,
что американские сотрудники,
последователи Рерихов, в этом суде
практически не участвовали. Несмотря на
просьбы Рерихов присутствовать на
судебных заседаниях, почти никого там не
было. В этом вы убедитесь, когда
познакомитесь со стенограммами заседаний
рериховских судов в Нью-Йорке. Мы скоро
издадим эту книгу, и вы поймете, как это
происходило. С Блаватской все было также
остро и также непоправимо.
Второй
момент, на который я бы хотела указать:
какие люди стояли рядом. Это касается
родного брата великого русского философа
В.С. Соловьева – Всеволода Соловьева,
который был сначала так называемым
«преданным учеником» Елены Петровны и
который впоследствии написал против нее
книгу. Причем написал, когда она умерла.
Этот факт говорит о трусости и подлости
человека, который был «предан». Подобные
вещи происходили и происходят с
Рерихами, одна история очень напоминает
другую.
Темные
силы, выступающие против носителей света
и против тех, кто приносит что-то новое
в нашу жизнь, кто жертвует собой и
старается поднять уровень человеческого
сознания – это пока вечные, не
преходящие вещи. Мы знаем, что и
церковь, и подобные люди выступали
против Рерихов. Мы являемся свидетелями,
как обходятся с первым Музеем Рерихов у
нас в России, какие нападки идут с
разных сторон, не буду их пересказывать.
Темная линия, противостоящая тому, что
мы должны сделать, довольно четко
проявляется в нашей жизни. Завершая свое
короткое выступление, хочу сказать, что
мы являемся свидетелями того же, что
происходило и с Еленой Петровной
Блаватской, и с Рерихами. Мы обретаем
сейчас их очень драгоценный и горький
опыт. И только стойкость, мужество и
вера в необходимость содеянного и
делаемого должны нас поддерживать. И
последнее, хочу напомнить: тот, кто
ступил на нашу стезю, конечно, не должен
рассчитывать на что-то очень приятное, а
иметь терпение и вынести все, что, как
говорится, с нами ни случится…
Из
выступления Л.В. Шапошниковой 16 мая
2006 г. в МЦР на дне памяти Е.П.
Блаватской.
Сайт
Международного Совета Рериховских
организаций:
http://www.roerichs.com
12.8.11г.
|