"Для меня совершенно реально и очевидно,
что в искусстве и красоте заключены
сверхъестественные силы"
С.Н.Рерих
«…его
[С.Н.Рериха]
фраза "Будем стремиться к Прекрасному",
пожалуй, повторялась им чаще, чем
другие. Особенно часто она звучала в его
устах в конце 1989 года, когда он
приехал в нашу страну в связи с
организацией Советского фонда Рерихов.
Он подписывал ею свои фотографии,
произносил ее почти во всех интервью,
которые давал газетам и журналам,
говорил ее с экрана телевизора. Для него
она была наполнена глубочайшим смыслом.
..."Наше
внутреннее стремление к чему-то более
совершенному, – говорил он об источниках
своего вдохновения, – более прекрасному
является той великой внутренней силой,
которая изменяет нас и изменяет также
нашу жизнь. Без этого внутреннего
пламени человек не может разбудить в
себе скрытые энергии и не может
подняться на более высокий уровень
знания и опыта. Это внутреннее
стремление к своей кульминации
пробуждает к жизни определенные нервы,
которые являются проводниками скрытой
энергии"1. Удивительно точные
слова – "внутреннее стремление к своей
кульминации" – дают нам представление об
уровне мышления и литературных
способностях Святослава Николаевича. Его
привлекали те энергетические процессы, к
которым он был наиболее близок, опыт в
познании которых накопил в течение своей
жизни. Красота, ее суть и роль, ее
энергетика занимали, пожалуй, первое
место в этом опыте. "Невыразимая аура
славы излучается великим произведением,
– объяснял он. – Это эманация скрытых
вибраций, которые закреплены в структуре
высокого творения искусства. Волшебство
чувств, мыслей и сильных желаний Великих
Мастеров пленено в произведении,
излучается на зрителя и пробуждает в нас
сходные ответные чувства помимо чистого
эстетического и духовного понимания
того, о чем говорится. Мы отзываемся на
более совершенные сочетания и называем
их прекрасными. Мы ценим равновесие и
гармонию, так как отзываемся на
естественный эволюционный поток,
вызывающий более совершенные формы и
сочетания цвета звука, слов и формы. Эти
великие произведения являются кладовыми
громадных энергий, которые могут
активизировать и изменить миллионы
зрителей и повлиять на бесчисленные
поколения через весть Красоты,
излучающуюся из них. Такова
необыкновенная власть искусства, скрытая
сила, всегда присутствующая и активная в
великом произведении"2. В
этом фрагменте Святослав Николаевич
изложил свое понимание Красоты, во всем
ее энергетическом богатстве.
"Естественный эволюционный поток,
выявляющий более совершенные формы и
сочетания цвета, звука, слов и формы"
есть та сформулированная Святославом
Николаевичем Истина, которая ставит
Красоту, выраженную в подлинном
искусстве, в энергетический ряд
Космической эволюции, придавая ей
важнейшую роль в этой эволюции и
объясняя извечную, нередко
бессознательную, тягу человека к
Красоте. Ибо Красота есть та высшая
энергетика, которая и формирует тот
"естественный эволюционный поток", о
котором повествуют книги Живой Этики».
Л.В.Шапошникова. ВЕСТНИК КРАСОТЫ
|