…Дни памятные будем
помнить всегда, их отмечая, ибо огненные токи
усиливаются в такие дни и устанавливается
ближайшая связь с теми, кому посвящается день.
1963 г. 485. (М. А. Й.).
Завершая свой земной путь,
Святослав Николаевич Рерих в великой заботе о
сохранении культурных ценностей, созданных
выдающейся семьей подвижников Культуры, заложил
основы создания в центре России Международного
Центра Рерихов. С верой в эволюционную миссию
творческого наследия своих великих родителей и
в будущее человечества, он говорил:
"Наше общее дело будет
расти",
"Понесем весть о красоте в каждое сердце, в
каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет
нашей повседневной молитвой… Поиски красоты –
это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в
трудные моменты жизни мыслить о красоте".
Л.В.Шапошникова.
ВЕСТНИК КРАСОТЫ.
<…> Красоту, с которой мы
соприкасаемся в нашем плотном физическом мире,
можно разделить на две группы. Красота,
созданная энергетикой Природы и несущая на себе
её дух, её силу, и Красота рукотворная,
результат творчества самого человека и также
несущая в себе его силу или энергию духа.
Возникая на разных уровнях, и Красота природная,
и Красота рукотворная, тем не менее, имеют в
себе много общего, ибо та и другая подчиняются
тем же энергетическим законам, которые мы
называем Законами Космоса. Святослава
Николаевича как художника и мыслителя
привлекала, в первую очередь, тайна Красоты
рукотворной. Он исследует ее механизмы,
стремится определить ее скрытые пружины и
проявить сокровенные корни. Красота не может
быть создана без высшего идеала, справедливо
считал он. Разрушение этого идеала – духовного
или эстетического – приводит к обезображиванию
жизни, к гибели ее эволюционного стержня. Утерю
высшего эстетического идеала мы наблюдаем во
всем мире и в нашей стране также, где на смену
разрушенному идеалу идут фальшивые ценности
западной массовой культуры, которая калечит
неустойчивую энергетику тех, кто так или иначе
оказался подвержен такой "культуре". С этой
точки зрения работы Святослава Николаевича имеют
для нас непреходящее значение. Вестник Красоты и
ее творец, он не уставал разъяснять её
эволюционный смысл, настаивая, так же, как и его
отец, на непреложности этого смысла: "Поиск
прекрасного является наследственной
эволюционной силой"4.
Эта "наследственная
эволюционная сила" зазвучала в человеке с самого
начала его существования и развивалась в нем на
протяжении тысячелетий его истории. Без этой
природной силы не могли бы сформироваться ни
культура, ни творчество, ни связь с Высшим. Сама
эта сила носила религиозный характер, так же как
и самые первые петроглифы, высеченные человеком
на скале, или первые его росписи, или
вылепленные им фигурки богов. Иными словами,
искусство, появившееся на заре человеческого
сознания первой звездой связи с Нездешним, уже
несло в себе духовно-энергетическую силу поиска
Прекрасного. И если развить эту мысль далее, то
ощущение Красоты, заложенное в человеке с
первых его шагов, создавало человека духовного,
способного к дальнейшей эволюции. Труд же дал
возможность этому человеку выразить себя и
сотворить, подобно Богу, Красоту по Великому
космическому закону. И поэтому искусство,
реализованное в рукотворном труде, несло
человеку и связь с Высшим, и способность ощутить
себя этим Высшим. Именно искусство показало ему,
что подлинный художник есть Бог, созидающий
Красоту и увлекающий остальных к Высшему этой
Красотой. Вазари, например, писал о Леонардо да
Винчи: "Все его творения являются результатом
Божественного предназначения, а не искусством,
созданным человеком"5. Вот это
"Божественное предназначение" и делало художника
Великим Мастером, чья роль в Космической
эволюции человечества равноценна роли тех
Великих Душ, которые несли человечеству свет
новых учений или философские концепции,
способствующие познанию окружающего мира».
_________________
4 Рерих.
С.Н. Стремиться к Прекрасному. М., 1993.
С.24
5 Там же. С.32
Материал подготовлен и
предоставлен Горевой Т.Н.
|