Н.К.Рерих:
"Святой Сергий — Строитель Русской Духовной
Культуры.
Каждое упоминание этого священного имени
повелительно зовет всех нас к непрестанному
светлому труду, к самоотверженному созиданию и
делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного
для всех веков и народов. Повторяю, для всех
веков и народов, ибо культура духа стоит над
всеми границами. И нет такой религии, и нет
такого учения, носитель которого не преклонился
бы перед образом Преподобного, когда вы
расскажете ему о трудах Его" .1
Павел Флоренский:
"…От Преподобного Сергия, многообразные струи
духовной влаги текут, как из нового центра
объединения, напаивая собой русский народ и
получая в нём своеобразное воплощение.
Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань
русской культуры, мы не найдем ни одной нити,
которая не приводила бы к этому перво-узлу;
нравственная идея, государственность, живопись,
зодчество, литература, русская школа, русская
наука: все эти линии русской культуры сходятся к
Преподобному" .2
Н.Яровская:
«Самая высшая из молитв – это непрестанное
удивление Творцу больше всего наполняла душу
Преподобного Сергия. Но была у него еще одна
молитва.
"Бог и Родина" – вот то, что двигало жизнью и
судьбою Преподобного Сергия... и эта любовь дала
ему возможность так совершенно, до конца,
исполнить заповедь Господню о любви к людям.
<…>
Спустя десять лет по
основании Обители, около нее постепенно стали
селиться крестьяне и скоро окружили монастырь
своими поселками. Простота, великая сердечность
Преподобного, отзывчивость на всякое горе, и
более всего его ничем несломимая вера в
заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная,
радостная бодрость, не оставлявшая его в самые
тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.
Не было отказа в его любвеобильном сердце, все
было открыто каждому. Каянный язык отказа и
отрицания не существовал в его обиходе,
«дерзайте» – было его излюбленным речением. Для
самого скудного и убогого находилось у него
слово ободрения и поощрения. Лишь лицемеры и
предатели не находили к нему доступа.
Он постоянно твердил о Хранителях Благих. Он
призывал Их в свидетели и знал, что нет тайны от
Мира Высшего, Мира Огненного, и, прежде всего,
учил признательности Высшему Миру. Каждому
приходящему, по сохранившемуся преданию, он
предлагал поблагодарить Господа за встречу.
Он говорил: "Поблагодарим Господа, вот и
встретились. Так поблагодарим великих Отцов
наших и поклонимся им; и теперь порадуемся или
восплачем вместе. Говорят, что радость вдвоем
родит много зерен, и слезы вдвоем, как роса
Господня". Так Сергий приветствовал начало
каждого сотрудничества.
"Иже успеет услышать своего духа голос, над
бездною вознесется", так говорил Сергий.
"И ушедший в леса не может слышать речь людскую;
и на ложе уснувший не услышит птичек, солнца
возвестников; и чуду явленному молчащий
откажется от глаза; и молчащий на брата помощь,
занозу из ноги своей не вынет". Так говорил
Сергий. Так хранит народ на путях своих сказания
мудрые.
Можно утверждать, что Сергий нашел путь к
сердцам не только путем чудес, о которых
запрещал говорить, но своим личным примером
великого сотрудничества, как в большом, так и в
малом. Его слово было словом сердца, и, может
быть, главная сила его кратких убеждений
заключалась в той незримой, но ощутимой
благодати, которая излучалась из всего его
обаятельного облика, умиротворяюще и одобряюще
влиявшего на всех приходивших к нему.
Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение,
он умел быть твердым и требовательным, но без
насилия. Он никогда не жалел себя, и такое
качество не было умственным, но сделалось
природою и потому облик его так убеждал.
Присущее ему огненное проникновение помогало ему
безошибочно разбираться в способностях и
душевном складе учеников и поручать каждому
задачу по силам его, а также проникать в
намерения приближавшихся к нему.
Преподобный входил во все нужды, во все будни
как своих учеников, так и всех трудящихся.
Каждодневность не притупляла его чувствований, и
сердце его не нарушало свою отзывчивость на
всякие обиходные вопросы. Его учение не отрывало
от жизни и полагало труд каждого дня, как
возношение сердца. Учение это выше всего ставило
долг человека с точки зрения общего блага.
Сергий старался всячески очищать и утончать
чувства учеников и приходящих к нему за
наставлениями, именно, в их жизненном обиходе.
Всегда и во всем им руководила целесообразность,
которая претворялась в нем в великую вместимость
и в примирение противоположений. Так, сам он
очень заботился о монастырских огородах, и там
же обсуждал содержание новых икон. Также
заботился о списывании книг, но знал, что квас
не должен слишком бродить. Такие совмещения
противоположений не изменяли горения его сердца.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы
заложить в сознание народа зерно нравственного
учения и дать проблеск в Мир Высший. Так, он
посылал учеников своих на полевые работы к
крестьянам, чтобы помочь им и получить
возможность говорить о просвещении духа. И зерна
его благостного учения дали чудесные всходы.
Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись
силы народа, и подвиг освобождения Земли
Русской, на который благословил его Преподобный,
стал возможным.
<…>
Смирение, которое так часто упоминается в связи
с обликом Преподобного, имеет совершенно другое
значение, нежели в современном смысле слова.
Преподобный был, прежде всего, строителем,
строитель же не может быть смиренником, ибо он
знает ответственность. Многие черты древних
событий преломляются совершенно иначе для нас;
прежде всего по причине разного понимания слов.
Смирение его было самоотречением, но не
самоуничижением, ибо иначе разве мог он явиться
духовным наставником столь выдающейся паствы и
создать такую мощную духовную твердыню? Разве
мог бы он принять ответственность перед всем
народом, благословив воинство на страшный бой с
вековым врагом Земли Русской? Он знал силу духа
своего, он знал Волю Сил Высших. Мерилом величия
духа всегда будет, сознательно принятая, тяжесть
ответственности. И, как мы видим, Преподобный
знал эту меру и принял полную чашу.
<…>
Почему облик Преподобного так мощно запечатлелся
в народном сознании? Почему народ так возлюбил
его и поставил превыше других Подвижников?
Народ инстинктивно чуял, что вся жизнь
Преподобного была самоотверженным служением во
благо ближних. Народ чуял, что в сердце его
звучала боль мира, что он всего себя полагал на
пользу мира и тем зажигал свое прозрение.
Ведь немало мужества нужно было, чтобы утвердить
государственные дела по своему внутреннему
прозрению. Он знал, давая совет Вел. Кн. и
благословляя его на великую решительную битву,
какие последствия будут иметь его указания, и
принял на себя ответственность. Принятие
ответственности всегда почиталось как испитие
Чаши. И Огненный Дух Преподобного знал, как
нужна эта Чаша миру, и принял и вознес ее.
Каждое слово, каждое действие Преподобного
носило на себе печать убедительности. Той
убедительности, которая, даже поверх основной
мудрости, покоряет себе. Когда каждый, в глубине
существа своего, сознает, что так и должно быть
и не может быть иначе. Конечно, и это качество,
прежде всего, вытекало из Благодати общения с
Хранителями Невидимыми, неизменно пребывавшей в
сердце его.
Сергий это живая связь с Миром Огненным!
Может быть, ничто так не приложимо к облику
Преподобного, как определение Духотворца.
Именно, вся жизнь его была непрестанным
духотворением. Народ чуял этот священный дар и
стекался к нему со всех сторон, чтобы
приобщиться и почерпнуть этой незримой и
несказуемой мощи. Чем же иначе объяснить то
живительное действие, то высоко ободряющее и
возносящее влияние, то чувство духовной
крепости, которое ощущали и уносили с собою все
окружавшие и приходившие к нему?
Так, по преданию тех же безымянных странников,
братия утверждала, что около Преподобного все
оживало и даже злаки лучше росли. И не перечесть
тех, кто в видениях и во снах получали совет и
помощь Преподобного в телесных и духовных нуждах
своих. Днем и ночью дух его бодрствовал над
возлюбленным народом.
Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он
и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам
доступный и зримый.
Множество светильников Земли Русской зажглось
около Огня его, еще больше, может, предстоит...
Неисповедимы пути духа...»3
«"Жизнь бесталанна без героя", так гласит устами
народа древняя мудрость. Так утверждает закон
эволюции. В дни разрушений, в дни неслыханных
озлоблений и всякого надругания и кощунства,
когда высшей культуре духа, а следовательно и
эволюции всего человечества, грозит гибель, не
должно ли понятие это зажечь сознание и сердца
не только лучших умов человечества, но захватить
все лучшие силы народов?
Уже во многих странах встают облики вождей и
героев, ибо душа народов тоскует о Вожде
Светлого Будущего. Но темные в ярости
саморазрушения продолжают восставать,
кощунствовать и скрежетать против всякого
понятия героя и вождя.
Свет и тьма! Резко обозначилась грань между
Светом и тьмою!
Неприемлем вождь и герой для темного сознания,
ибо вождь идет за Светом Высшим, за Светом,
влекущим в Будущее.
Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В
таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления
Света и чаяния народа. Такой вождь идет
осененный знанием высшим, и милосердие и
строительство доспехи его.
Таким Вождем был Преподобный Сергий, вдохнув
героический дух в народ, Он устремил его в
будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо
нерасторжима связь Великих Духов с делом и
подвигом их жизни.
Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо
Видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии
Света, готовый в указанный час устремить легионы
Светлых Сил, готовый благословить народ свой и
Вождя его земного на новый подвиг» .4
П.А. Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия
// Павел Флоренский. Христианство и культура.
М.: ФОЛИО. 1991. – С. 494.
Н.Яровская. Преподобный Сергий Радонежский //
Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Алтаир.
1934. Составитель Е.И.Рерих.– С. 39-100.
Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Алтаир.
1934. Составитель Е.И.Рерих. – С. 125-126.
Подготовила: Т.Горева |