Из воспоминаний о
С.Н.Рерихе
Л.В.Шапошникова. ВЕСТНИК КРАСОТЫ.
«…Когда вспоминаю
Святослава Николаевича, то каждый раз невольно
возвращаюсь к моменту нашего знакомства. Оно
тоже было необычное, как все, что связано с ним.
С того времени и до последнего его часа, часто
встречаясь со Святославом Николаевичем, я имела
возможность понять, хотя бы в общем, его
творческие и духовные особенности, его свойства
мыслителя и выдающегося художника…
Помню напоенную
пряными ароматами ночь Индии, яркие звезды,
запутавшиеся в странно изогнутых ветвях,
казалось бы, нездешних деревьев, высокую, прямую
фигуру с царственно поднятой седой головой и
старого искусствоведа, стоявшего на ступеньках и
объясняющего что-то седоголовому. Тот слушал
как-то рассеянно и невнимательно и искал
глазами кого-то там, в ночной темноте. Потом его
взгляд вдруг остановился на мне.
– Входите, я вас
ждал, – неожиданно сказал он, сходя со ступенек
крыльца.
И я вошла. Вошла в
удивительный волшебный мир, где продолжал царить
дух тех двух Великих, давших жизнь тому, кто
меня позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира
не уйти. Так состоялась в 1968 году моя первая
встреча со Святославом Николаевичем Рерихом,
младшим сыном Елены Ивановны и Николая
Константиновича Рерихов, художником и мудрецом.
Потом были и другие встречи, и каждая из них
наполняла мою жизнь каким-то новым и неожиданным
смыслом. Мы беседовали с ним часами в его
мастерской, где на мольберте стояла очередная,
еще не законченная картина, стены были увешаны
тибетскими тханками и индийскими средневековыми
миниатюрами, а на книжных полках стояли
старинные бронзовые фигурки редкой красоты.
Из всего
услышанного мной его
[С.Н.Рериха]
фраза "Будем стремиться к Прекрасному", пожалуй,
повторялась им чаще, чем другие. Особенно часто
она звучала в его устах в конце 1989 года, когда
он приехал в нашу страну в связи с организацией
Советского фонда Рерихов. Он подписывал ею свои
фотографии, произносил ее почти во всех
интервью, которые давал газетам и журналам,
говорил ее с экрана телевизора. Для него она
была наполнена глубочайшим смыслом.
Все четверо Рерихов
– единомышленники, их вели по жизни одни и те же
Учителя. Живая Этика, или Агни Йога, пронизывала
творчество всех членов этой уникальной семьи.
Она же и сформировала их мировоззрение. Николай
Константинович Рерих назвал это мировоззрение
энергетическим. Энергетика одухотворенного
Космоса, согласно концепции Живой Этики,
связывает все его части, начиная от атома и
человека и кончая космическими телами пока еще
неведомых размеров и качеств. Эта энергетика –
главное условие и главный двигатель Космической
эволюции человечества. Все то, носителем чего
является человек, – его чувства, мысли, дух,
тело, традиции, стремления, восприятия, его
творчество энергетично по своей сути и
взаимодействует с общей космической энергетикой.
Сказать просто, что
Святослав Николаевич был последователем
энергетического мировоззрения, значит сказать
очень мало. Он был не только последователем, но
и толкователем этого мировоззрения. Как зрелый
философ, он по-своему сумел осмыслить и развить
его важнейшие положения и идеи. "Наше внутреннее
стремление к чему-то более совершенному, –
говорил он об источниках своего вдохновения, –
более прекрасному является той великой
внутренней силой, которая изменяет нас и
изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего
пламени человек не может разбудить в себе
скрытые энергии и не может подняться на более
высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее
стремление к своей кульминации пробуждает к
жизни определенные нервы, которые являются
проводниками скрытой энергии"1.
Удивительно точные слова – "внутреннее
стремление к своей кульминации" – дают нам
представление об уровне мышления и литературных
способностях Святослава Николаевича. Его
привлекали те энергетические процессы, к которым
он был наиболее близок, опыт в познании которых
накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть
и роль, ее энергетика занимали, пожалуй, первое
место в этом опыте. "Невыразимая аура славы
излучается великим произведением, – объяснял он.
– Это эманация скрытых вибраций, которые
закреплены в структуре высокого творения
искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных
желаний Великих Мастеров пленено в произведении,
излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные
ответные чувства помимо чистого эстетического и
духовного понимания того, о чем говорится. Мы
отзываемся на более совершенные сочетания и
называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и
гармонию, так как отзываемся на естественный
эволюционный поток, вызывающий более совершенные
формы и сочетания цвета звука, слов и формы. Эти
великие произведения являются кладовыми
громадных энергий, которые могут активизировать
и изменить миллионы зрителей и повлиять на
бесчисленные поколения через весть Красоты,
излучающуюся из них. Такова необыкновенная
власть искусства, скрытая сила, всегда
присутствующая и активная в великом
произведении"2. В этом фрагменте
Святослав Николаевич изложил свое понимание
Красоты, во всем ее энергетическом богатстве.
"Естественный эволюционный поток, выявляющий
более совершенные формы и сочетания цвета,
звука, слов и формы" есть та сформулированная
Святославом Николаевичем Истина, которая ставит
Красоту, выраженную в подлинном искусстве, в
энергетический ряд Космической эволюции,
придавая ей важнейшую роль в этой эволюции и
объясняя извечную, нередко бессознательную, тягу
человека к Красоте. Ибо Красота есть та высшая
энергетика, которая и формирует тот
"естественный эволюционный поток", о котором
повествуют книги Живой Этики. "Для меня
совершенно реально и очевидно, что в искусстве и
красоте заключены сверхъестественные силы"3,
– поясняет он. Он употребляет слово
"сверхъестественный" отнюдь не в расхожем его
смысле, а имея в виду ту энергетику высоких
вибраций, которая еще не доступна человеку.
Красоту, с которой
мы соприкасаемся в нашем плотном физическом
мире, можно разделить на две группы. Красота,
созданная энергетикой Природы и несущая на себе
её дух, её силу, и Красота рукотворная,
результат творчества самого человека и также
несущая в себе его силу или энергию духа.
Возникая на разных уровнях, и Красота природная,
и Красота рукотворная, тем не менее, имеют в
себе много общего, ибо та и другая подчиняются
тем же энергетическим законам, которые мы
называем Законами Космоса. Святослава
Николаевича как художника и мыслителя
привлекала, в первую очередь, тайна Красоты
рукотворной. Он исследует ее механизмы,
стремится определить ее скрытые пружины и
проявить сокровенные корни. Красота не может
быть создана без высшего идеала, справедливо
считал он. Разрушение этого идеала – духовного
или эстетического – приводит к обезображиванию
жизни, к гибели ее эволюционного стержня. Утерю
высшего эстетического идеала мы наблюдаем во
всем мире и в нашей стране также, где на смену
разрушенному идеалу идут фальшивые ценности
западной массовой культуры, которая калечит
неустойчивую энергетику тех, кто так или иначе
оказался подвержен такой "культуре". С этой
точки зрения работы Святослава Николаевича имеют
для нас непреходящее значение. Вестник Красоты и
ее творец, он не уставал разъяснять её
эволюционный смысл, настаивая, так же, как и его
отец, на непреложности этого смысла: "Поиск
прекрасного является наследственной
эволюционной силой"4.
Эта "наследственная
эволюционная сила" зазвучала в человеке с самого
начала его существования и развивалась в нем на
протяжении тысячелетий его истории. Без этой
природной силы не могли бы сформироваться ни
культура, ни творчество, ни связь с Высшим. Сама
эта сила носила религиозный характер, так же как
и самые первые петроглифы, высеченные человеком
на скале, или первые его росписи, или
вылепленные им фигурки богов. Иными словами,
искусство, появившееся на заре человеческого
сознания первой звездой связи с Нездешним, уже
несло в себе духовно-энергетическую силу поиска
Прекрасного. И если развить эту мысль далее, то
ощущение Красоты, заложенное в человеке с
первых его шагов, создавало человека духовного,
способного к дальнейшей эволюции. Труд же дал
возможность этому человеку выразить себя и
сотворить, подобно Богу, Красоту по Великому
космическому закону. И поэтому искусство,
реализованное в рукотворном труде, несло
человеку и связь с Высшим, и способность ощутить
себя этим Высшим. Именно искусство показало ему,
что подлинный художник есть Бог, созидающий
Красоту и увлекающий остальных к Высшему этой
Красотой. Вазари, например, писал о Леонардо да
Винчи: "Все его творения являются результатом
Божественного предназначения, а не искусством,
созданным человеком"5. Вот это
"Божественное предназначение" и делало художника
Великим Мастером, чья роль в Космической
эволюции человечества равноценна роли тех
Великих Душ, которые несли человечеству свет
новых учений или философские концепции,
способствующие познанию окружающего мира».
Вера Кашкалда. ВЕЧНЫЙ СВЕТ
КРАСОТЫ.
«Часто вспоминаю его
[С.Н.Рериха] картину, где изображен мужчина,
несущий на спине тяжелый груз. Называется она «Я
иду одиноко». Думаю, что эта картина символична:
в последние дни Святослав Николаевич был очень
одиноким, вокруг него было очень мало близких
любящих друзей и преданных сотрудников. Сказано
в Учении Живой Этики: «Духом одиночество
неизбежно»6.
30 января 1993 года
весь мир облетела весть, что ушёл из жизни
гениальный русский Художник, Духовный Учитель,
Вестник Красоты. Ушёл последний из семьи
Рерихов.
Но гении не умирают.
С.Н.Рерих оставил человечеству свои бесценные
чудесные картины, которые находятся во многих
музеях и частных собраниях Индии, США, Франции,
Латвии, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и
других стран и городов. Его светлые идеи о
Красоте и Культуре хранятся в сердцах многих
людей, которые встречались с художником и читали
его труды.
Его проникнутые оптимизмом
слова, сказанные почти полвека назад, как нельзя
актуальны, как будто обращены непосредственно к
нам, жителям России начала третьего тысячелетия:
"Сегодня сложное время, время глубоких перемен в
обществе. Поэтому как никогда надо верить в свои
силы и как можно лучше, совестливее выполнять
всем вместе и каждому в отдельности те трудные
задачи, которые настоятельно требуют решения. Я
уверена, я знаю, что народ наш сможет с ними
справиться и станет достойным примером всем тем,
кто придет позже и будет восхищаться его
мужеством и героизмом. И пусть это будущее
начинается уже сегодня!"»
Из книги «Воспоминания о
С.Н.Рерихе». М.:МЦР, 2004
1
Рерих. С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.,
1993. с.62-63
2
Рерих. С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.,
1993. с.64
3
Там же. С.37
4
Там же. С.24
5
Там же. С.32
6
Агни Йога, 260.
Подготовила: Т.Горева
. |