Дозорный русского
искусства
Критик? Общественный
деятель? Человек мощнейшего духовного видения,
собиратель, коллекционер, вдохновитель многих и
многих дарований на поприще искусства,
литературы, науки. Что значит это имя для
культуры России? Это не просто ИМЯ – это и есть
жизнь русского искусства, его ис-тория.
Владимир Васильевич Стасов
был пятым ребёнком в семье Василия Петровича
Стасова, удивительного человека, архитектора «и
не только зданий, но и человеческих душ»[1].
Владимир получил прекрасное домашнее образование
и воспитание, и предполагалось, что он пойдёт по
стопам отца – станет тоже архитектором, но он
поступает в Училище Правоведения. И именно здесь
он попадает на ту благодатную почву, которая
впоследствии дала возможность полностью
расцвести всем его задаткам, заложенным в
детстве, и особенно музыкальным. «Навряд ли в
каком-нибудь другом русском учебном заведении, –
вспоминает В. Стасов, – музыка процветала в
такой степени, как в Училище Правоведения. В
наше время музыка играла у нас такую важную
роль, что, наверное, могла считаться одною из
самых крупных черт общей физиономии училища»[2].
Он сам много занимался на фортепиано, сочинял,
пел. Вместе с друзьями-единомышленниками,
разыгрывал партитуры, переложения опер, балетов,
пел романсы и арии, участвовал в спектаклях и
концертах. В те времена музыку изучали только по
нотам, и за время обучения в Училище была
проштудирована почти вся музыкальная литература,
зарубежная и, конечно же, отечественная, которую
уже тогда будущий критик пропагандировал и
изучал. Заложенная в детстве любовь ко всему
прекрасному, к постоянному творческому поиску и
самосовершенствованию; жизнь в столице, где
сконцентрированы лучшие мировые шедевры, театры,
концертные залы, где живут и творят выдающиеся
люди своего времени – всё это позволило В.
Стасову не просто накопить огромный багаж знаний
по многим направлениям и отраслям культуры и
науки, но и окончательно определиться в том, что
он должен делать и чем заниматься в будущем.
В одном из писем, 20-ти
летнего Владимира мы читаем: «Вы знаете, что
когда я стал разбирать все существующие
произведения искусств и стал рассматривать всё
писанное о них, ибо ни одно из них не может и
недолжно существовать без критики, то я не нашёл
художественной критики в том смысле, как она
должна быть…»[3] Но не только о художественной
критике помышлял юный Стасов, он понимал, что
«…критика должна заключать в себе все искусства,
непременно без исключения, потому что они суть
различные стороны и средства одного и то-го же
общего целого… тогда только может существовать
полная мысль и не будет больше забавных, доселе
существовавших споров о том, которое искусство
выше: скульптура, или поэзия, или музыка, или
живопись, или архитектура?»[4] Да, это уже
говорит о широчайшем понимании своего призвания.
У него уже в то время сложилось понимание
значения Культуры, в широком смысле этого слова,
и влияния её на судьбы людей, на «развитие и
благоденствие России». Здесь уже чувствуется
духовная мощь будущего Стасова, который всё
делал воистину по-русски – широко, с богатырским
размахом. Он считал, что критик является
истолкователем общественного мнения, что он
должен выражать (направлять) вкусы и запросы
публики, быть не пассивным любителем искусства,
а «критиком-действователем», таким же активным и
творческим, как художник-создатель. Критик
должен не только находить в искусстве истинно
великое, но уметь раскрыть, объяснить это
великое, соотнести это с действительностью и
направить в будущее.
По окончании Училища для
осуществления всех своих мечтаний и планов
Владимир Васильевич после долгих поисков
наконец-то находит подходящую для этого
должность – заведующего Художественным отделом
Петербургской Публичной библиотеки. Работая в
библиотеке, Владимир Васильевич продолжает своё
самообразование. Теперь он изучает не только
изобразительное искусство и музыку, скульптуру,
архитектуру и литературу, но и занимается
археологией, народными ремёслами, костюма-ми,
собирает старинные манускрипты, рукописи,
рисунки, (позже фотографии), коллекционирует
авто-графы, письма выдающихся людей и многое
другое. И всё это не являлось «пыльным хламом»,
всё это постоянно находилось в работе в чьих-то
руках и деятельно служило русскому искусству,
русской науке. Он был не просто хранителем и
собирателем – он «был властелином этих сокровищ,
и богатством своим распоряжался умело и
по-настоящему творчески»[5]. Но, главное, он был
коллекционером человеческих талантов. У него не
было своего кабинета в библиотеке, но на втором
этаже имелся «уголок», где было его «рабочее
место» с тяжеловесным письменным столом. Место
это было метко прозвано – «дозорная вышка». И на
ней он был бессменным часовым, вперёдсмотрящим
русского искусства. «Всё, в чём была хоть искра
красоты, было духовно близко, родственно
Стасову, возбуждало и радовало его. Своей
большой любовью он обнимал всю массу красивого в
жизни – от полевого цветка и колоса пшеницы до
звёзд, от тонкой чеканки на древнем мече и
народной песни до строчки стиха новейших
поэтов»[6]. Здесь же, в библиотеке, он имел
возможность встречаться и общаться с очень
интересными и разными людьми, которые частенько
приходили к нему в библиотеку за каким-то
знанием, а уходили поражённые громадным духовным
накоплением «библиотекаря», его любовью к
творчеству, стремлением помочь каждому. Среди
них были не только люди искусства, но и
представители науки, и общественные деятели,
которые однажды попав в библиотеку, подпадали
под обаяние и влияние этого загадочного человека
и становились его друзьями и последователями.
Стасов жил во времена
Горького и Пушкина, Глинки и Прокофьева,
Пирогова и Павлова, Серова и Асафьева, Крылова и
Маршака, Крамского и Рериха. «Он не только
встречал многих замечательных людей, он искал
их, шёл к ним, забирал их к себе в душу. Он
становился частью (и не малой) их судьбы, верно
и бескорыстно служил их таланту»[7]. Он понимал,
что «всякий народ должен иметь своё собственное
национальное искусство, а не плестись в хвосте
других по проторенным колеям, по чьей-либо
указке», что для расцвета государства необходимо
поднять на должную высоту творческий дух
русского народа. И Стасов выискивал и
поддерживал наиболее лучших представителей
искусства. Молодое движение, получившее название
«Передвижники», во главе которого стоял
И.Н.Крамской и в числе которого были И.Е.Репин,
В.Е.Маковский, В.Г.Перов, В.В.Верещагин, Н.Н.Ге,
И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, скульпторы
А.А.Антакольский и И.Я.Гинцбург – одно из
интереснейших движений в плане коллективного
творчества и сотрудничества. Трудно в нескольких
строках дать обзор всего того огромного
материала, вышедшего из-под пера Стасова, в
защиту и пропаганду этого нового прогрессивного
движения творцов. Столь же велико было влияние
Стасова и в области музыки. Он был душой
музыкального кружка известного под названием
«Могучая кучка», кстати, это название именно им
и было дано в одной из его статей: «…сколько
поэзии, чувства, таланта и умения есть у
маленькой, но уже такой могучей кучки русских
музыкантов»[8]. В состав кружка входили
М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский,
А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Стасов
знакомил публику и с новой порослью, поднявшейся
вслед за «Могучей кучкой», – А.К.Лядовым,
А.К.Глазуновым, А.С.Аренским. Он очень тонко
чувствовал, какой материал необходим для
музыкального воплощения в данный период времени
и рекомендовал его своим друзьям. В частности:
А.П.Бородин пишет свою оперу «Князь Игорь»
именно с подачи Владимира Васильевича по мотивам
«Слова о полку Игореве», сюжетную линию
либретто, которой также написал сам Стасов.
«Богатырская» симфония Бородина; оперы
Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»;
Римского-Корсакова симфоническая картина
«Садко», опера «Псковитянка», симфонические
увертюры «Буря» – П.И.Чайковского и «Король Лир»
М.А.Балакирева – это неполный список всего того,
что было осуществлено совместными усилиями.
Около него постоянно можно было встретить
малоизвестных молодых людей, и он постоянно «с
некой таинственностью в го-лосе, рекомендовал их
как великих поэтов, музыкантов, художников,
писателей – в будущем»[9].
Репин И.Е.
Портрет В.В.Стасова. 1883г. |
Немало копий сломал он в
защиту этих новаторов, стремившихся к «новым
берегам», утверждавшим в своём творчестве
великую силу русского искусства. Не стесняясь
никакими рангами и чинами, иногда резко и
прямолинейно он «выворачивал наизнанку» всю
подноготную современных знатоков и судей: «… И
мы должны от вас зависеть, от ваших капризов или
незнания, от вашего равнодушия или плохих
вкусов?! Нет, это уж слишком… По счастью есть
суд истории. Его уже ничем не выскоблишь и не
затушуешь»[10]. Его ругали, с ним не
соглашались, обвиняли в «русофобии» и
категоричности, но никогда никто не отрицал его
самоотверженной преданности идеям обновления
государства посредством культуры и искусства.
«Знают, пройдёт испытание. Всенародная, крепкая
доверием Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет
напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады
подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь»[11].
И все свои помыслы и устремления, посвятив любви
к Прекрасному и несению этого Прекрасного в
жизнь, Владимир Васильевич Стасов воистину, как
Дозорный Русского искусства не сменно стоял на
своём боевом посту до конца своего земного пути.
«Его стихией, религией и Богом было искусство,
он всегда казался пьяным от любви к нему, и –
бывало – слушая его торопливые речи, не-вольно
думалось, что он предчувствует великие события в
области творчества, что он стоит накануне
создания каких-то крупных произведений
литературы, музыки, живописи, всегда с трепетною
радостью ребёнка ждёт светлого праздника…»[12].
Используемая литература:
1. Стасова Е.Д. Страницы жизни и борьбы. М.,
Политическая литература, 1957, с.5.
2. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с.14.
3. Стасов В.В. Письма к родным. Том 1, часть
первая (1844-1859). М., Государственное
музыкальное издательство, 1953, с.33.
4. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с.14.
5. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с. 21.
6. М.Горький О Стасове. По книге В.В.Стасова
Избранные статьи о русской живописи. Составление
и примечание Г.Ю.Стернина. М., Детская
литература. 1984, с.6.
7. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с. 78.
8. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с. 103
9. М.Горький О Стасове. По книге В.В.Стасова
Избранные статьи о русской живописи. Составление
и примечание Г.Ю.Стернина. М., Детская
литература. 1984, с.6.
10. Левашова Г.Я. Главный герой. Ленинград.
Детская литература. 1972, с. 168.
11. Н.Рерих Листы дневника. Том 2. МЦР.,
Мастер-Банк., М.,2000, с.94.
12. М.Горький О Стасове. По книге В.В.Стасова
Избранные статьи о русской живописи. Составление
и примечание Г.Ю.Стернина. М., Детская
литература. 1984, с.5.
Материал подготовлен и
предоставлен Овсянниковой С. с. Верхний-Уймон. |