"В
памятные дни будем думать о том, о чем не
следует забывать. В дни всемирного жестокого
материального кризиса оглянемся на причины,
создающие это повсеместное бедствие. Казалось
бы, открытия и изобретения последнего времени
дали людям новые необычайные возможности.
Сообщения подводные, водные, подземные,
надземные и воздушные предоставляют свои услуги
для ускоренного обмена и, казалось бы, особенно
напряженной деятельности. Но между тем вместо
благоденствия всюду вспыхивают потрясения и
несчастья. В самых, казалось бы, состоятельных
странах образуются устрашающие многомиллионные
армии безработных. Чем же могут порадовать
человечество ускоренные всевозможные пути
сообщения?
Взвесим мысленно грузы
перевозимые, достаточно ли среди товаров
отведено место истинным духовным ценностям?
Сказано и повторено всюду: "Не о хлебе едином
жив человек". И если даны людям необычайные
возможности передвижения и сообщений, то ведь
прежде всего они должны быть направлены к
посылкам духовных ценностей. Тех ценностей,
которыми созидались сильнейшие государства и
которые давали эпохи расцвета и возрождения,
перед чем сейчас восторженно трепещет сердце.
Если мы не вспомним опять о великих ценностях
духа, то в какую же бездонную тьму мы можем
погрузиться!"1
|
8 октября 1392 года –
день ухода
Преподобного
Сергия Радонежского |
"…память о
Сергии не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа,
заложенный им в душу русского народа. История
развития Духовности в русской душе и начало
собирательства и строительства Земли Русской
неразрывными нитями связаны с этим Великим
Подвижником.
<…>
Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в
дикие нравы того времени, Он творил характер
народа, создавая тем мощь Государства".
2
"…Много было
дано русскому народу, по праву назывался он
народом-Богоносцем. Ибо не в его ли среде
появился такой Светоч Духа, как Преподобный
Сергий, Р[адонежский], заложивший основание не
только Государству Русскому, но сложивший весь
характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом
ли Духа Его и сподвижников Его заложены и
зажжены были очаги Духовного Света, на
протяжении веков напитавшие народное сознание!".
3
"Чудесно
является перед нами великое Имя Водителя, с
которым неразрывно связаны знание и
строительство, сострадание и неутомимая
твердость. Да поможет нам Преподобный стать
посильными помощниками Ему в Его неутомимых
трудах, в зримых и незримых, в сказанных и
несказанных. Несказанных во всей своей
невыразимости условным языком человеческим, но,
по счастью кроме языка словесного человечеству
дан и язык сердца. В этом языке пламенном и огне
сердца сойдемся мы и, забыв темноту дня
вчерашнего, устремимся совместно к Свету".4
Отче Сергий
Дивный, с Тобою идём, с Тобою
победим!"
.5
5 октября 1955 года – день ухода
Елены Ивановны Рерих
9 октября 1874 года – день рождения
Николая Константиновича Рериха
23 октября 1904 года – день рождения
Святослава Николаевича Рериха
Путями Духа
Жизнь Рерихов –
великих Подвижников Духа является примером
высокого служения Общему Благу, Культуре и
Красоте. Пройдя "от древних чудесных камней"
своей Родины до сердца Азии, Рерихи повсюду
утверждали ведущую роль Культуры в эволюции
человечества. Николай Константинович Рерих
писал:
"Культура должна
войти в ближайший каждодневный обиход как
хижины, так и дворца. В этом очищенном мышлении
понятно станет, где оно самое нужное, неизбежное
и где лишь наносы преходящих волн. Как благостно
касание крыла Культуры, благословляющего
колыбель на подвиг и несущего отходящего путника
в просветленном сознании. В несказуемых,
неизреченных мерах облагораживается он касанием
Культуры. Не смутный, туманный оккультизм и
мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там,
где произросло просвещение Культуры. <…>
Соберемся вокруг
понятия Культуры, вокруг Великого Служения
Свету. Познавая единость Высшего Света, найдем и
способность не укорять, не унижать, не
злословить, но славословить Красоте Всевышней!
<…>
Бесчисленны от
незапамятных времен заповеди о Прекрасном. Целые
государства, целые цивилизации складывались этим
великим Заветом.
Украсить,
улучшить, вознести жизнь – значит пребывать в
добре. Всепонимание, и всепрощение, и любовь, и
самоотвержение создаются в подвиге творчества".
6
В этом году
международное сообщество отмечает 80-летие со
дня завершения грандиозной Центрально-Азиатской
экспедиции Рерихов и основания Института
Гималайских исследований "Урусвати" - прообраза
новой одухотворенной науки.
Глубочайшее
значение этих эволюционных действий,
предпринятых Рерихами в первой трети 20-го века,
человечеству еще предстоит осмыслить. Вот что
пишет выдающийся исследователь творческого
наследия Рерихов Л.В.Шапошникова:
"Маршрут
Центрально-азиатской экспедиции пролегал по
землям древнейших культур Азии. Каждая из этих
культур уже представляла огромное поле для
исследования. Рерих не углублялся в исследование
конкретных особенностей какой-либо отдельной
культуры, а искал то, что связывало многие
культуры во Времени и Пространстве. Он искал
общее, а не частное, сходство, а не различие.
Его интересовали широкие проблемы путей
культурного взаимодействия различных народов,
механизм преемственности в формировании
многослойных традиционных культур и, наконец,
поиск древнейших источников, создававших целые
культурные общности. Иными словами, Рерих вел
свои исследования в широких границах длительных
и сложных процессов, созидавших
культурно-историческую общность человечества в
целом. Вехи, которые он расставил в своих
картинах и экспедиционных дневниках, были вехами
этих процессов".
7
Бесценным
достижением огненного творчества Елены Ивановны
Рерих стала Живая Этика – культурно-философская
система Космической реальности.
Е.И.Рерих обладала
редким духовным синтезом, что позволило ей стать
сотрудницей Космических Иерархов. "После себя
Е[лена] И[вановна] оставила столько
замечательных манускриптов. Они одни могут
напитать целую эпоху" 8 – писал
Святослав Николаевич Рерих. Живая Этика легла в
основание новой науки, зарождавшейся в институте
"Уруствати", президентом которого была Елена
Ивановна Рерих. Она мечтала о Городе Знания, в
котором тесно переплетались бы самые разные
научные направления: "Основание
города синтетического знания есть великое
мировое дело, потому не просить, но требовать
содействия можем мы. Не для себя работаем, но
для человечества. Ведь каждый готов приложить
лучшие усилия на общее благо, пусть и другие
поймут это чистое устремление и загорятся к
продвижению человечества на пути к
синтетическому знанию".
Духовное лидерство
и ведущую роль Елены Ивановны в семье не раз
подчеркивали и сыновья, и Николай
Константинович, посвятивший ей картину с
одноименным названием – "Ведущая".
Сотворцами и
продолжателями духовной миссии Рерихов стали их
сыновья.
Центрально-Азиатская экспедиция во многом
состоялась благодаря блестящим организаторским и
научным способностям старшего сына Рерихов Юрия
Николаевича, блестящего лингвиста, переводчика,
историка, этнографа, выдающегося востоковеда,
директора "Урусвати".
"Не для себя работаем,
но для человечества". В этих словах
Елены Ивановны весь смысл подвижнической
жизни и Святослава Николаевича Рериха.
Красота, стремление
к совершенству, космичность сущего ярко выражены
в его художественном творчестве. Своим
искусством и жизненным примером он звал
человечество к прекрасному, к совершенству,
указывая ему путь в будущее. Художественное
творчество и полвека жизни Святослава
Николаевича неразрывно связаны с Индией,
страной, которая стала ему второй родиной,
напитавшей его творчество, соединяющее в
духовном пространстве культурные ценности Индии
и России, Востока и Запада. "Понесем весть о
красоте в каждое сердце, в каждый дом, - говорил
он. – Пусть стремление к Прекрасному станет
нашей повседневной молитвой… Поиски красоты –
это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в
трудные моменты жизни мыслить о красоте".
Пакт Рериха – Пакт
Культуры, первый международный договор,
защищающий Красоту во всех её проявлениях,
открыл новую эру в истории мировой культуры.
"Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да
и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех
достижений огненного творчества". 9
_________________________
1
Николай Рерих. Твердыня пламенная. Рига, Виеда,
1991. С.207
2
Елена Ивановна Рерих. Письма. Том
IV.
М.: МЦР, 2002. С.190
3
Елена Ивановна Рерих. Письма. Том
III.
М.: МЦР, 2001. С.308
4
Вестник к Дню памяти Преподобного Сергия
Радонежского. ЯРО "Орион"
5
Е.И.Рерих. Знамя Преподобного Сергия
Радонежского.
6
Николай Рерих. Твердыня пламенная. Рига, Виеда,
1991. С.4
7
Шапошникова Л.В.
От Алтая до Гималаев: По маршруту
Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. -
М.: МЦР; МАСТЕР-БАНК, 1998.
8
Рерих.С.Н. Письма.: МЦР, 2005. Т.
II.
С.185
9
Николай Рерих. Твердыня пламенная. Рига, Виеда,
1991. С.202.
Подготовила Т.Горева
|