Большое видится на расстоянии?
Изучая педагогическое творчество Василия
Сухомлинского, мы сталкиваемся с удивительным
феноменом: чем дальше мы уходим от того времени,
когда он жил и творил, тем его наследие
становится все более современным. Этот феномен
впервые раскрыл доктор психологии, основатель
движения Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили,
отметив, что
«классика не из прошлого, - она из будущего».
Сухомлинский - ярчайший классик, изучение
которого требует, сердечного трепета,
нравственной правды и постоянного стремления
самому стать выше, чище и лучше. Примитивному
исследователю с авторитарным подходом всю
педагогическую глубину великого мастера постичь
трудно. Здесь необходим внимательный взгляд не
глазами, а оком сердца. Приходит новое время и
новый подход в понимании себя и всего того, с
чем невидимыми нитями жизнь и судьба связывает
нас. А потому... остановимся в молчании перед
вратами загадочного и непознанного царства духа
Василия Сухомлинского, преклоним голову перед
великим талантом, воспользуемся редкими ключами,
подаренными нам Е.И.Рерих - Любовью, Красотой и
Знанием,- и войдем в этот мир непревзойденного
искусства... Чудный Храм откроется нашему взору:
- Храм Любви, Храм Красоты, Храм живого Знания,
в котором бьется трепетное сердце Учителя -
вестника Света.
Что
же нам видится самым главным в «чаше» великого
учителя? Его духовность, его пламенное любящее
сердце, которое он все без остатка отдал детям.
Только любящее сердце способно почувствовать
тонкий, глубокий, загадочный, мир ребенка,
заглянуть в самые сокровенные уголки его души, -
в то непознанное пространство, которое великий
мастер называл
духовным миром. И
сколько раз он напомнит нам, что «Самое важное
качество педагога-воспитателя – способность
чувствовать
духовный мир
ребят». И сердце подскажет ему, что воспитание –
«это прежде всего постоянное
духовное общение»,
поиск духовной общности между учителем и
ребенком, которая «рождается там, где учитель
надолго становится другом и товарищем ребенка в
общем деле». Свято чтил Василий Сухомлинский и
призыв Януша Корчака «возвыситься к духовному
миру ребенка» и воспитывал в себе «понимание и
чувствование детского познания мира –
познания умом и сердцем».
Вот
из чего выстраивался дух «ШКОЛЫ РАДОСТИ»
небольшой станции Павлыш, Кировоградской
области: из преданности своему делу – делу
учителя, из многогранности
духовной жизни,
из умения выстраивать
духовные нити
от сердца к сердцу, из всего строя богатой и
светлой духовной
жизни большого
учителя – Василия Сухомлинского.
В
педагогике Василия Сухомлинского есть все, что
можно только осмыслить как педагогику не только
наших дней (что уже несомненно является далеким
будущим для живших в середине прошлого века), но
и для той будущей школы, которую можно
сфантазировать через сто и более лет. Ибо
педагог Сухомлинский сам из будущего, и он сумел
увидеть все качества, которые будут необходимы
для эволюционного развития человека всегда, во
все времена. Вот этот краткий, но убедительный
кодекс человечности, увиденный в творчестве
классика:
1.Необходимо учить ребенка не мыслям, а
мыслить.
Задача научить его учиться, используя
«инструменты», с помощью которых ребенок освоит
умения наблюдать,
думать и выражать свои мысли.
2.Красота есть мера всей педагогической
деятельности учителя. Необходимо видеть,
чувствовать ее в каждом предмете, ощущать в
каждом явлении жизни,
творчества и труда. Дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки музыки,
фантазии, творчества.
3.Целью человеческого пути является
общее благо,
самоотверженность, для достижения которых
необходимы качества
благородного человека,
и потому школа должна подсказать об опасности
самости и эгоизма.
4.Во
всем искать
причинно-следственную связь,
без которой искра творчества не возгорится.
5.Творческий
труд начинается
там, где загорается искра
живой, трепетной мысли,
ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь.
6.
Дети очень нуждаются в
«путешествиях»
к
истокам живого слова
– так он назвал яркие, краткие, эмоционально
насыщенные рассказы малышей о предметах и
явлениях окружающего мира, которые они
видят своими глазами.
7.
Чтобы стать настоящим воспитателем детей надо
отдать им свое
сердце. Нужна «человечность,
глубокая любовь к
детям, любовь, в
которой сочетается сердечная ласка с мудрой
строгостью отца».
8.
Каждому учителю необходимо изо дня в день
обогащать свои
педагогические знания,
совершенствовать мастерство преподавателя и
воспитателя.
9.
Как важно, чтобы первые научные истины
ребенок познавал в окружающем мире, чтобы
источником мысли были красота и радость,
которые он должен не только чувствовать, но и
творить, вносить в них крупицу своего
творчества.
Живое
слово и живая мысль, красота чистого слова и
красота той частицы мира, которую это слово
отражает, внимание к духовному миру ребенка,
труд на общее благо, расширение сознания через
раскрытие сердца, понимание высочайшего значение
культуры и искусства в воспитании человека,
умение направить тонкие чувства ребенка на
радость единения со всем, что нас окружает,
воспитание поэтического чувства, развивающего
вдохновение, воображение, восторг и интуитивное
сопереживание в процессе творчества, - вот те
инструменты, которые помогали Василию
Сухомлинскому в воспитании человечности в
человеке. Он классик, он пионер, создавший
неповторимую гармонию философии педагогической
культуры, - он для всех нас является проводником
в будущее.
Валерий Кучеровский.
|