Н.К.Рерих. Путь 
1936. Памятные дни
Рериховского движения

***

Живая Этика.

Семья Рерихов.
Пакт Рериха.


 Тематические сборники.
Статьи
Библиотека
Стихи
Сотрудничество
Изречения и советы Учителя
Полезные ссылки

 


Проекты для сотрудничества: Живая этика и наука Проект группы <<Соратники>>: Защита наследия Рерихов
Проект группы <<Спутники>>: Размышляя над Учением.
Агнивести: новостной канал Рериховского движения. биография николай рерих, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира Живая этика и музыка, агни йога, Рерих


Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"
Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"

 

 
«Памятные вещи легко принимают значение талисмана. Также памятные дни утверждают ритм полезный. Надо понять, что памятные вещи пробуждают приливы любви и приносят как бы очищение ауры.»   /Учение Живой Этики, Мир Огненный, часть 2, 148/

 

Памятный День

 

28 сентября

исполняется 90 лет со дня рождения

Сухомлинского Василия Александровича

 

 

Большое видится на расстоянии?

 Изучая педагогическое творчество Василия Сухомлинского, мы сталкиваемся с удивительным феноменом: чем дальше мы уходим от того времени, когда он жил и  творил,  тем его наследие становится все более современным. Этот феномен впервые раскрыл доктор психологии, основатель движения Гуманной педагогики  Ш.А. Амонашвили,  отметив, что «классика не из прошлого, - она из будущего».

Сухомлинский - ярчайший классик, изучение которого требует, сердечного трепета, нравственной правды и постоянного стремления самому стать выше, чище и лучше. Примитивному исследователю с авторитарным подходом всю педагогическую глубину великого мастера постичь трудно. Здесь необходим внимательный взгляд не глазами, а оком сердца. Приходит новое время и новый подход в понимании себя и всего того, с чем невидимыми нитями жизнь и судьба связывает нас. А потому... остановимся в молчании перед вратами загадочного и непознанного царства духа Василия Сухомлинского, преклоним голову перед великим талантом, воспользуемся редкими ключами, подаренными нам Е.И.Рерих - Любовью, Красотой и Знанием,- и войдем в этот мир непревзойденного искусства... Чудный Храм откроется нашему взору: - Храм Любви, Храм Красоты, Храм живого Знания, в котором бьется трепетное сердце Учителя - вестника Света.

Что же нам видится самым главным в «чаше» великого учителя? Его духовность, его пламенное любящее сердце, которое он все без остатка отдал детям. Только любящее сердце способно почувствовать тонкий, глубокий, загадочный,  мир ребенка,  заглянуть в самые сокровенные уголки его души, - в то непознанное пространство, которое великий мастер называл духовным миром. И сколько раз он напомнит нам,  что «Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят». И сердце подскажет ему, что воспитание – «это прежде всего постоянное духовное общение», поиск духовной общности между учителем и ребенком, которая «рождается там, где учитель  надолго становится другом и товарищем ребенка в общем деле». Свято чтил Василий Сухомлинский и призыв  Януша Корчака «возвыситься к духовному миру  ребенка» и воспитывал в себе «понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем».

Вот из чего выстраивался дух «ШКОЛЫ РАДОСТИ» небольшой станции Павлыш, Кировоградской области: из преданности своему делу – делу учителя, из многогранности духовной жизни, из умения выстраивать духовные нити от сердца к сердцу, из всего строя богатой и светлой духовной жизни большого учителя – Василия  Сухомлинского.

В педагогике Василия Сухомлинского есть все, что можно только осмыслить как педагогику не только наших дней (что уже несомненно является далеким будущим для живших в середине прошлого века), но и для той будущей школы, которую можно сфантазировать через сто и более  лет. Ибо педагог Сухомлинский сам из будущего, и он сумел увидеть все качества, которые будут необходимы для эволюционного развития человека всегда, во все времена.  Вот этот краткий, но убедительный кодекс человечности, увиденный в творчестве классика:

1.Необходимо учить ребенка не мыслям, а мыслить. Задача научить его учиться, используя «инструменты», с помощью которых ребенок  освоит умения наблюдать, думать и выражать свои мысли.

2.Красота есть мера всей педагогической деятельности учителя. Необходимо видеть, чувствовать ее в каждом предмете, ощущать в каждом явлении жизни, творчества и труда. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки музыки, фантазии, творчества.

3.Целью человеческого пути является общее благо, самоотверженность, для достижения которых необходимы качества благородного человека, и потому школа должна подсказать об опасности самости и  эгоизма.

4.Во всем искать причинно-следственную связь, без которой  искра творчества не возгорится.

5.Творческий труд начинается там, где загорается искра живой, трепетной мысли, ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь.

6. Дети очень нуждаются в «путешествиях»  к истокам живого слова – так он назвал яркие, краткие,  эмоционально  насыщенные рассказы  малышей о  предметах и явлениях окружающего  мира,  которые  они  видят  своими  глазами.

7. Чтобы стать настоящим воспитателем детей надо отдать им свое сердце. Нужна «человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью отца».

8. Каждому учителю необходимо изо дня в день обогащать свои педагогические знания, совершенствовать мастерство преподавателя и воспитателя.

 9.  Как важно,  чтобы первые научные  истины ребенок познавал в окружающем мире,  чтобы источником мысли  были  красота и радость, которые он должен не только чувствовать, но и творить, вносить в них крупицу своего творчества.

Живое слово и живая мысль, красота чистого слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, внимание к духовному миру ребенка, труд на общее благо, расширение сознания через раскрытие сердца, понимание высочайшего значение культуры и искусства в воспитании человека, умение направить тонкие чувства ребенка на радость единения со всем, что нас окружает, воспитание поэтического чувства, развивающего вдохновение, воображение, восторг и интуитивное сопереживание в процессе творчества, - вот те инструменты, которые помогали Василию Сухомлинскому в воспитании человечности в человеке. Он классик, он пионер, создавший неповторимую гармонию философии педагогической культуры, - он для всех нас является проводником в будущее.

 Валерий Кучеровский.

 


Огненные будни Рериховского движения: Текущие новости.

Архив новостей: 2006 г. 2007 г.,  2008г.

Поиск: на
Обновления сайта становятся доступными через поиск в течение суток.

Этика в основе каждого дня. 2005-2008 © Nikolai A.


Agni-Yoga Top Sites



Rambler's Top100
Hosted by uCoz