Н.К.Рерих. Путь 
1936. Памятные дни
Рериховского движения

***

Живая Этика.

Семья Рерихов.
Пакт Рериха.


 Тематические сборники.
Статьи
Библиотека
Стихи
Сотрудничество
Изречения и советы Учителя
Полезные ссылки

 


Проекты для сотрудничества: Живая этика и наука Проект группы <<Соратники>>: Защита наследия Рерихов
Проект группы <<Спутники>>: Размышляя над Учением.
Агнивести: новостной канал Рериховского движения. биография николай рерих, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира Живая этика и музыка, агни йога, Рерих


Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"
Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"

 

 
«Памятные вещи легко принимают значение талисмана. Также памятные дни утверждают ритм полезный. Надо понять, что памятные вещи пробуждают приливы любви и приносят как бы очищение ауры.»   /Учение Живой Этики, Мир Огненный, часть 2, 148/

 

Памятный День

 

9 сентября

 

180 лет со дня рождения

русского писателя

 

Льва Николаевича Толстого

(1828 – 1910)

 

 

Виталий Ремезов

 

Ощутить  «свою вечно растущую душу»

 

Восемьдесят тысяч лье вокруг себя самого”. Так говорил один из современников о духовных исканиях Л.Н. Толстого. Дневники, письма, произведения и их варианты, мемуарная литература - всё свидетельствует о справедливости сказанных слов. Но важно понять, откуда шла столь замечательная энергетика поиска себя в мире и мира в себе. Ответ кроется в своеобразии личности писателя. При всей сложности, многогранности, она очень цельна и для каждого, кто соприкоснулся с ней, осязаема. Как бы ни был противоречив Л.Т., в нём всегда звучали три мотива восприятия и оценки себя, рядом живущих людей, окружающего мира.

Первый из них - удивительная по трогательности восприимчивость красоты и вечности жизни, а рядом с этим - ощущение хрупкости, незащищённости всего живого, обостренное чувство тревоги за его судьбу. Лев Толстой был убеждён, что легко любить всё человечество, трудно любить ближнего. Отсюда пристальное внимание писателя к проблемам жизни и смерти человека, к поиску им бессмертных начал существования.

Второй - “чистота нравственного чувства” (впервые на это обратил внимание Н.Г. Чернышевский). Видение мира изначально с точки зрения его божественной, непреходящей сущности, “первообраза гармонии”, когда не социальные наслоения, а врождённое, непосредственное, искреннее, не имеющее ничего общего с фальшью и ханжеством чувство ведёт каждого из нас к пониманию “правды о мире и душе человека”.

Третий - “диалектика души” (термин Н.Г. Чернышевского). Редкий дар природы. Из живущих на этой земле людей только единицы обладали способностью к духовным переворотам и подлинно нравственному развитию. “Диалектику души” часто путают с возрастным развитием человека. Каждый из нас проходит свой путь становления, мужания и умирания, подчиняясь естественным законам мироздания. Но далеко не каждому суждено пережить процессы внутреннего преображения. В мировой культуре людей, способных к постоянным внутренним переворотам, затрагивающим нравственные основы жизни, крайне мало. Среди них – Лев Толстой.

Достаточно вспомнить, как активно и на протяжении всей жизни писатель изучал иностранные языки. С детства он в совершенстве знал французский, чуть-чуть хуже немецкий и английский. В молодости изучал татарский и арабский. Читал на всех славянских языках. В зрелые годы самостоятельно освоил древнегреческий, латинский, древнееврейский. В 80 лет, когда в Дневнике появляется запись “Идет последняя весна моей жизни”, он садится за изучение голландского языка.

Ещё большее удивление вызывает общественный темперамент Толстого, проявившийся с юности и не угасавший до конца его дней. Он был инициатором многих общественных организаций, создателем разного рода социальных проектов, основателем уникальной, до сих пор ещё по-настоящему неоценённой педагогики, первооткрывателем глубинных тайн человеческой психики, религиозным мыслителем, теоретиком искусства, талантливым лесником и садоводом и великим художником. Учителя музыки, обучавшие Толстого в детстве, считали, что у него есть все задатки большого музыканта. До нас дошли его рисунки, свидетельствующие о способностях и в этой области. Его всегда тянуло к новым и неизведанным явлениям жизни. Отсюда его реформаторские мечтания в области хозяйственно-экономической деятельности, нашедшие выражение на страницах “Анны Карениной” и в социальных трактатах, участие в Кавказской и Крымской войнах, где ему открылись подлинные бездны жизни и где он понял, что война “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”, заступническая деятельность за униженных и оскорбленных, позволившая спасти сотни человеческих судеб, живой интерес к научно-техническому процессу, подтверждаемый даже тем, что, начав писать, видимо, гусиным пером, он в старости надиктовывал свои мысли в фонограф. А если прибавить к этому занятия физической культурой, которой он уделял огромное внимание – блестящий верховой наездник, путешественник, совершивший не одно хождение пешком из Москвы в Тулу, из Ясной Поляны в монастырь Оптина пустынь, вегетарианец, знаток гимнастики, большого тенниса, любитель велосипедной езды, катания на коньках, - то станет понятно, что перед нами разносторонне развитый человек.

Масштаб личности Льва Толстого просто потрясает. Он сумел рассказать о себе столько, сколько не сделал ни один живущий на этой земле человек: из 90 томов его Полного собрания сочинений 13 – это дневники жизни, 31 – письма (их там более 10 000), а каждое произведение – частица его души, мыслей, чувств.

Обратите внимание: Толстой университетов не кончал, а стало быть, всё, что достиг на своём пути, он обрёл путём неимоверных усилий духа. Библиотека писателя в Ясной Поляне насчитывает более 23 000 томов. Сотни из них имеют пометки Л.Т. и свидетельствуют о его титаническом труде над самим собой, о его неиссякаемом интересе к проблемам жизни, искусства, науки…

Велик диапазон Льва Николаевича и в сфере общения с людьми: не было ни одного человека, к которому он не смог бы найти своего подхода и своё заветное слово. Опыт общения естественным образом перетекал на страницы его произведений, рассчитанных на людей разных возрастов.

В раннем детстве мы открываем его “Азбуку”, становимся старше – трилогию “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, а в зрелые годы наслаждаемся его романами “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, его рассказами и повестями “Три смерти”, “Казаки”, “Холстомер”, “Хозяин и работник”, “Смерть Ивана Ильича”, “Крейцерова соната”, “Отец Сергий”, “Фальшивый купон”, “Хаджи-Мурат”, плачем и смеёмся над страницами его пьес “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп”, “И свет во тьме светит”.

Многие философские и религиозные сочинения при жизни Толстого были запрещены цензурой. В советский период большая часть из них увидела свет только в девяностотомнике. Теперь же появилась возможность свободного приобщения к ним.

В Толстом есть то, что поставило его в один ряд с величайшими мудрецами мира, - логика его собственной жизни, воплощенная в его произведениях.

Неизвестный Толстой… Он, действительно, неизвестный, ибо только начинает приоткрываться завеса над таинством его жизни и творчества.

Понять Толстого это значит самому, хотя бы на какое-то время, попытаться войти в круг осмысления таких проблем, как человек и природа, жизнь – смерть – бессмертие; свобода и несвобода в судьбе человека и общества, долг и счастье, ступени жизни: от детства через “пограничную ситуацию” к воскресению; вера и сомнение; добро и зло, насилие – усилие – “непротивление злу насилием”, красота истинная и ложная, благо животное и духовное.

Прикоснуться к миру Толстого можно только через диалог во времени, когда собственные раздумья о сущности жизни и предназначении человека соотносишь с эпохой, в которой ты живешь, с людьми, жившими до тебя и живущими в тебе, с мыслями о единстве прошлого, настоящего, будущего. Много написано о противоречиях Толстого и так мало о том, что представляло собой его учение о жизни. Ядро этого учения – концепция жизни, смерти, бессмертия. Именно она – тот энергетический центр, от которого исходили лучи, проникая в каждую клеточку чувств, мыслей и образов писателя.

Жизнь и смерть в творчестве Толстого – это два плеча одного рычага, две формы бытия, крепко связанные процессом извечного движения мира и человека от простого к сложному и наоборот.

Обрести смысл жизни, неуничтожимый смертью, смысл вполне реальный, – вот что составило пафос духовных поисков Толстого, вот что смело можно назвать собственно толстовским “личностным” элементом. Он полагал, что создание такой философии, которая могла бы, с одной стороны, быть всеединой, универсальной, приемлемой для каждого, с другой – не разрушала бы в человеке индивидуального, неповторимого, приблизит нас к раскрытию тайны преображения человека.

Все, что преломлялось через личность Толстого, проходило испытание на жизнеспособность, воплощалось в художественных и философских произведениях. Сущее (реальная жизнь, с её взлетами и падениями) и должное (наше, божественное по сути, представление об идеале жизни) становились исходными точками толстовского миротворчества. А “мир” виделся ему как единство и борьба целесообразных (разумных, божественных на его языке) и стихийных сил. Человек – частица мира – несет в себе его сложность и многомерность, но в отличие от природы он существо духовное, а потому способное не только разобраться в окружающем, но и благодаря разуму и культуре чувства перестроить свои отношения с действительностью на основе любви ко всему, что представляется ему истинной жизнью.

Идея движения лежит в основе видения и понимания Толстым сущности жизни. “Одно из самых обычных заблуждений, – писал он, – состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот”. В этом величие человека. Если есть движение, считал он, то человек уже никогда не превратится в умирающую личность, а, напротив, ощутит в себе “свою вечно растущую душу”. Именно такой душой обладал сам Толстой.

Душа человеческая казалась ему бессмертной, и потому ей не дано “удовлетвориться смертным”. “Ей, – замечал он, – нужно дело бесконечное”. Через всю свою жизнь он пронес сознание того, что человек только тогда становится человеком, когда воспринимает свою конечность в бесконечной цепи жизни.

Движение означало для Толстого и познание мира другого человека, мира неповторимого, “эгоистического своей отдельной жизнью”, а через это познание – прикосновение к родовой сущности людей, к идее братства и единения.

Мироздание, где мириады неповторимостей, индивидуальностей несут в себе целесообразность и хаотичность мировой воли, дальние и ближние миры, согретые единой любовью. Гармония высшего при кажущемся хаосе. Живой Космос. Живая жизнь. Живая душа. Все это в бесконечном движении, развитии, в муках становящегося бытия, и все это роднит Толстого с космическим монизмом Циолковского, ноосферой Вернадского, Живой Этикой Рериха,  практикой непротивления Махатмы Ганди. Эти великие современники считали Толстого своим учителем. Толстовское видение мира и человека соприкасается с лучшими общественными движениями XX века, оно не стареет, а с каждым десятилетием набирает новые силы, благотворно действуя на живущие и приходящие поколения.

 

Источник


Огненные будни Рериховского движения: Текущие новости.

Архив новостей: 2006 г. 2007 г.,  2008г.

Поиск: на
Обновления сайта становятся доступными через поиск в течение суток.

Этика в основе каждого дня. 2005-2008 © Nikolai A.


Agni-Yoga Top Sites



Rambler's Top100
Hosted by uCoz