ЖЕНЩИНА НОВОЙ ЭПОХИ
"С древних времен женщины носили венки на голове. В этом венке, говорят, они произносили самые тайные заклинания. Не был ли это венок единства? И это благословенное единство не является ли высочайшей ответственностью и прекрасной миссией женщин. От женщин можно услышать, что мы должны стремиться к разоружению не только в отношении военных кораблей и пушек, но и нашего духа. И от кого может молодое поколение узнать первую объединяющую ласку? Только от матери. Как на Востоке, так и на Западе образ Великой Матери – женщины является местом окончательного объединения". (2)
В начале третьего тысячелетия имя Индиры Ганди служит символом единения индийского народа, мира и добра. Эта стройная, с величественной осанкой и обворожительной улыбкой женщина, государственный и политический деятель, премьер-министр Индии, в нужный момент умела проявить волю и решительность. Главным смыслом ее жизни было благополучие и процветание великой страны, в которой для нее был сосредоточен весь мир. Чуткое сердце всегда подсказывало ей, что нужно для этого делать. Она говорила, что "путь жизни – это истина, мир и любовь". Ради торжества этих главных ценностей была принесена в жертву ее собственная жизнь. Трагическая гибель Индиры Ганди и ее сына Раджива Ганди кровью вписаны в черную книгу деяний зла, человеческой самости, ненависти, мести и злобы, творимых дремучим невежеством. Но жизнь Индиры Ганди, посвященная строительству новой Индии, является примером героического жертвенного служения эволюции.
Индира Ганди безгранично любила свою родину, о которой Н.К.Рерих вдохновенно сказал:
"О Индия волшебно-прекрасная! Позволь выразить тебе глубочайшее восхищение величием и вдохновением, которым полны твои города и храмы, твои луга, твои священные реки и Гималаи".(3)
"Николай Константинович был убежден, что Гималаи хранят ключ ко многим тайнам истории планеты и человека, который на этой планете обитал. Горный мир, или горная держава, привлекал его не только красотой и неповторимостью, сказочностью и необычностью. Он привлекал его как одна из ранних страниц истории человечества, как предполагаемая прародина первых его сообществ" (4)
Хранительница величественной древней культуры - Индия дала миру новое Знание, которому суждено стать основой для будущих эволюционных преобразований жизни. Новое Знание Жизни, названное Учением Живой Этики, сложившееся на пересечении пути древнейших народов, культур, религий в Индии, впитало в себя весь опыт, знание, мудрость времен и народов. Эта мудрость выдвигает в наступившей Новой Эпохе в качестве главной задачи сотрудничество и единение людей земли и отводит ведущую роль в процессе эволюции женщине.
"Когда мы говорим о Культуре, разве мы не имеем в виду прежде всего женщину, которая неудержимо, широко понесет Знамя утонченной, возвышенной Культуры во все концы, от колыбели до трона".(5) И не случайно то, что в Индии - сокровищнице мировой Культуры и Знания на пороге Новой Эпохи для начала великих преобразований жизни была выдвинута на самый ответственный государственный пост женщина.
В годы великих испытаний для русского и индийского народов, в 1942 году, в имение Рерихов в индийской долине Кулу по приглашению Святослава Николаевича Рериха приезжал лидер "Индийского Национального Конгресса" Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди. Это была историческая и программная встреча великих личностей и общественных деятелей, представителей двух великих культур, сопровождавшаяся напряженной работой мысли, серьезными и глубокими беседами о будущем культурном единении России и Индии, двух великих стран, которым отведена ведущая роль в эволюции планеты. Недельный визит в Кулу позволил Неру постичь широту и глубину русского характера, красоту русского художественного гения, ставшего для него дорогим и близким.
Джавахарлал Неру (1889 – 1964), известный адвокат, родился в богатой семье, принадлежащей к высшей индийской касте.(6) Его отец, Мотилал Неру одновременно был и поклонником британской короны,
освободительного движения и партии "Индийский Национальный Конгресс". Джавахарлал Неру, получивший юридическое образование в Кембридже, одновременно ощущал себя и англичанином и индийцем. "Я стал странной смесью Востока и Запада: везде – не на своем месте, и всюду – не дома" - писал он. Прежде, чем стать первым премьер-министром независимой республики Индии, он преследовался колониальными властями и провел в тюрьмах около 11 лет. Таким образом, в стенах и традициях этой семьи творился синтез западной и национальной культуры, которой надлежало стать основой преобразующейся прародины человечества - Индии, строительство которой суждено было продолжить дочери Джавахарлала Неру, Индире Ганди. Всю жизнь ей придется разрываться между системами западных и восточных ценностей, между тысячелетними национально-религиозными традициями и необходимостью западных демократических преобразований, между чисто женским отвращением к насилию и применением жестких методов в управлении государством, между женским семейным предназначением и сознанием ответственности за весь народ, служением ему.
Индира Приядаршини Неру (Ганди) (1917 – 1984) родилась в Аллахабаде 19 ноября 1917 года в богатом доме деда, построенном на священном месте и названном "обителью радости". В память о красивой, умной и жизнестойкой прабабушке ей дали имя, уменьшительное созвучному древнему названию Индии – Инду, "страна луны". По индийской традиции полагалось второе имя, для Индиры выбрали –Приядаршини, "дорогая взору".
Мировоззрение и выбор жизненного пути Индиры Неру формировались под воздействием общения с видными, образованными людьми из окружения ее отца. В двухлетнем возрасте она познакомилась с лидером освободительного движения Махатмой Ганди, а в восемь лет по его совету организовала в родном городке детский союз по развитию домашнего ткачества. С 16 лет Индира училась в народном университете, созданном писателем-гуманистом и общественным деятелем Рабиндранатом Тагором, где широко изучалась история Индии и гармонично сочетались индийские и европейские традиции. В 1936 году после смерти матери она отправилась в Европу и продолжила образование в Оксфорде. С началом второй мировой войны она снова вернулась на родину, где всего несколько лет посвятила исключительно семейным заботам: в 1942 году она вышла замуж за Фероза Ганди (однофамильца Махатмы Ганди), в 1944 году родила своего первого сына Раджива, а через два года второго – Санджая.
15 августа 1947 года после продолжительной борьбы индийского народа за освобождение от колониальной зависимости была провозглашена независимость Индии. Первое национальное правительство страны возглавил Джавахарлал Неру. Согласно проекту Неру, будущая Индия должна была стать государством с принятыми в западном мире демократическими традициями. Реализовать этот план в Индии оказалось непросто, он тут же столкнулся с традиционным укладом жизни страны, главными элементами которого являлись: кастовое общественное устройство, территориальная раздробленность по религиозно-национальным принципам.
Положение осложнялось тем, что перед предоставлением Индии независимости британскую колонию разделили по религиозно-национальному принципу (индусы и мусульмане) на две части: Индию и Пакистан. Тогда же и началось кровопролитное противостояние этих стран, усугубляющееся вооруженной борьбой сикхов разделенного Пентджаба за образование третьего суверенного государства Халистан.
Накануне провозглашения независимости "Мусульманская лига Индии", поддерживаемая колониальными властями, выступила за независимость на стороне "Индийского Национального Конгресса", рассчитывая, что будущее федеральное устройство создаст условия для отделения и создания затем независимого мусульманского государства Пакистан. В июне 1947г.Н.К.Рерих отмечал: "Кажется, здесь будет принят титул: "Союз Штатов Индии". Это правильно. Сложное, трудное время здесь. Особенно вредят единению зверские мусульмане. Здешние навабы какие-то особенные по своей непримиримости. Сколько горя и безумных затрат принесет их "Пакистан"! А по-русски это значило бы: "Еще стан", ведь паки – еще. Когда-то это "еще" опять рассосется. А пока вместо культурно-поступательного движение это "еще" только мутит народ и мешает культурным деятелям. Всюду истинное продвижение нелегко дается".(7)
Раздел Индии на два доминиона и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман — в Пакистан. В течение 1947—1949 гг. 555 из 601 индийского княжества присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана. Махатма Ганди, поборник индусско-мусульманского единства, глубоко переживал происходившее. Постоянное межрелигиозное противостояние лидеров "Мусульманской лиги" "Индийскому Национальному Конгрессу" приводило к тому, что даже внутри вновь образованных государств в некоторых провинциях продолжались постоянные стычки индусов и мусульман. Об этом с горечью писала Елена Ивановна Рерих:
"Все культурные начинания замерли. Страна в таком трудном положении. Дезорганизация здесь велика из-за страстного, трудного, я бы сказала, почти гибельного разделения страны на Пакистан и Индостан и последствий такого предательства, уявленного врагами Индии. Недостаток катастрофический в пищевых продуктах, страшная проблема миллионов бездомных беженцев, и при всем этом страшный недостаток в компетентных и сознательных сотрудниках во всех областях жизни. Можно изумляться, как Индия может справляться с такими неотложными, труднейшими проблемами и даже начинать понемногу строить. Конечно, тут не без Высшей Помощи. Так хотелось бы, чтобы Новая страна уявила бы ей широкую помощь без захвата и насилия и предоставила бы ей возможности охранить ее великую духовную культуру с древнейшим Учением! Духовное Наследство, Духовная Культура и Знание Индии должны быть охранены всеми народами. Все должны осознать, что было оявлено человечеству, всему Миру среди обитателей этой страны! Красота и глубина Учения Индии непревзойденны!" (8)
Столкнувшись с жестким противодействием, потерпев неудачу с либеральными преобразованиями, Джавахарлал Неру стал следовать социалистическим программам, развивающим общественное производство. Ему удалось создать в Индии до 75 крупных промышленных предприятий, некоторые из которых были построены с участием Советского Союза. Жизнь в Индии стала налаживаться, авторитет Джавахарлала Неру, добытый упорным трудом, был высок. Драгоценной жемчужиной называл его Махатма Ганди.
Индира основное свое предназначение видела в помощи отцу. Сделавшись личным секретарем и незаменимым советником отца, она сопровождала его повсюду.
В 1960 году Индира Ганди потеряла мужа, в 1964-ом умер Джавахарлал Неру, его сторонники предложили ей пост министра информации и радиовещания. Это был четвертый по важности пост в правительстве Индии. Так как большая часть населения была неграмотна, радио и телевидение являлись едва ли не единственными инструментами формирования общественного мнения. Ей постоянно приходилось бывать на местах, в очагах межнациональных конфликтов, которые буквально раздирали страну на части.
В январе 1967 года после неожиданной кончины премьер-министра Лала Бахадура Шастри парламент избрал на этот пост 48-летнюю Индиру Ганди. "Индира знакома с мировыми лидерами, объездила с отцом много стран, выросла среди великих людей движения. Она умна, рациональна, современна, но, главное, свободна от каких бы то ни было политических пристрастий…" - было мнение ее сторонников.Вместе с высоким постом ей досталось тяжелое наследство колониализма страны – бедность, голод, безграмотность, болезни, кровавые религиозные и территориальные конфликты, тугой узел межнациональных проблем. Все это ложилось на плечи женщины. Ко всем этим проблемам добавлялась постоянная борьба соратников по партии - в "Индийском Национальном Конгрессе" были представлены все политические силы страны от правых до левых, которые вели постоянную внутрипартийную борьбу за лидерство. Правые силы внутри Конгресса пытались затормозить проведение "курса Неру" во внешней и внутренней политике Индии и подорвать личные позиции нового премьера.
С 1966 по 1984 годы с перерывом в три года, когда силам оппозиции удалось победить, Индира Ганди была главой государства и ей удалось сделать для страны многое. Действуя быстро и решительно, она провела государственные и политические реформы, национализировала сначала банки, а затем угольную и горно-добывающую отрасли, провела преобразования в сельском хозяйстве. Незаурядные действия нового премьера всколыхнули широкие слои общественности. Индира Ганди обрела единственно верного союзника — народ, который видел и чувствовал на себе главную заботу лидера страны – благополучие и процветание родины.
В 1971 году Индии удалось одержать победу в очередном конфликте с Пакистаном, заявившем о своих претензиях на Кашмир и развязавшем приграничные стычки и провокации. Усилия Индиры Ганди по мирному урегулированию не привели к положительному результату, индийской армии пришлось применить силу для отражения нападений. В этой обстановке большую роль сыграла твердая и последовательная позиция Советского Союза, решительно выступившего за прекращение кровопролития и мирное политическое урегулирование проблемы. Тогда в 1971 году СССР помог Индии продовольствием, вооружением, противостоянием в Бенгальском заливе Тихоокеанского флота 7-му флоту США, поддерживающему Пакистан. Благодаря политике Индиры Ганди, индийская армия успешно отразила нападения противника в приграничных районах и вынудила Пакистан капитулировать. Поражение Пакистана и крушение режима военной администрации, образование Народной Республики Бангладеш - за всю новейшую историю ни один человек в Индии не знал столь громкой славы и такой популярности. Индиру повсюду встречали с ликованием. Теперь в Южной Азии не осталось никого, кто бы мог бросить Индии вызов. Тогда глава Советского Союза Л.И.Брежнев сказал:
«Выдающееся место в формировании судеб Азии, бесспорно, принадлежит Индии. С этой страной нас связывает Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Мы рассматриваем его как надежную основу долговременных добрых, дружественных отношений. Индия внесла много ценного во всю мировую политику, и роль ее — мы в этом убеждены — будет возрастать. Советско-индийская дружба крепнет из года в год, и нет сомнения, что будущее ознаменуется новыми шагами в этом направлении — к большой пользе для народов наших стран и для дела всеобщего мира». (9)
Нелегко было Индире Ганди быть премьером страны, в которой авторитет мужчины с древних времен был непререкаем. Нередко, во время бунтов и конфликтов, разжигаемых на национальной почве, ей приходилось выступать перед разъяренными толпами. Однажды в Бхубанешваре, когда Индира обратилась к враждебно настроенной толпе с речью, кто-то бросил ей в лицо камень. Несмотря на обильное кровотечение, прижимая к носу платок, она продолжала говорить и одним своим хладнокровием усмирила толпу.
Ей постоянно приходилось проявлять мужество и решительность. В 1971 году оппозиция предприняла против Индиры Ганди мощную атаку. Даже часть бывших ее сторонников перешли в стан противников. Индира была отстранена от власти, арестована и предстала перед судом за "превышение полномочий в период чрезвычайного положения", но полностью оправдана. Тем не менее, оппозиционеры оказались у власти. Премьер-министром стал когда-то уволенный ею Десай, дорвавшись до власти, демонстрирующий свою некомпетентность. Жизненный уровень народа резко снизился. Последовало разочарование в новом правительстве.
Индира Ганди не сдалась новым обстоятельствам. Она заново стала завоевывать доверие народа, объявила о создании новой партии "Индийский Национальный Конгресс (И)", в которую могли вступить все желающие, в отличие от старой партии, куда принимались только члены высших каст. В стране, где сильны коллективные начала и уважение к лидеру, гуру, это действие принесло успех. Через три года Индира Ганди выиграла выборы, обеспечив в парламенте перевес своей партии в две трети голосов. Она вновь вернулась к власти. Ее правительство взяло курс на социально-ориентированную политику и восстановление дружественных отношений с СССР. Лишь на некоторое время ее усилия были практически сведены к нулю неудачными методами правления ее сына Санджая, которому она доверила правление страной и который вскоре трагически погиб. Это были тяжелые годы для лидера страны и для матери. Но обстоятельства заставляли Индиру Ганди брать себя в руки и искать выход. Единственным, кому она могла доверить дело своей жизни, оставался старший сын Раджив Ганди. По просьбе матери он оставил свою работу в авиации (Раджив был замечательным летчиком), а через год его избрали в парламент, предварительно сделав генеральным секретарем партии ИНК (И).
Мудрое женское сердце Индиры Ганди вело Индию своим независимым путем мира, истины, любви. Несмотря на особое отношение к женщине в индийской традиции, такой путь – путь Великого Учителя, - невежество не могло допустить. 31 октября 1984 года жизнь Индиры Ганди была насильственно прервана предательскими выстрелами двух ее телохранителей-сикхов, мстивших за гибель сикхских экстремистов при освобождении правительственными службами безопасности Золотого Храма в городе Амритсар от оружия и террористов. Эта вынужденная акция сопровождалась множеством человеческих жертв. Экстремисты поклялись отобрать жизнь Индиры Ганди. Красота, ум, доброта, сила духа, жертвенность и благородство удивительной дочери Индии, беззаветно служившей ей на протяжении всей своей жизни, были отданы в жертву ради борьбы с ненавистью и злобой двуногих, ослепленных звериными инстинктами. Этот год был особенно трагическим для Индии. Разгул насилия захлестнул страну. В Пенджабе стихийно возникали сепаратистские выступления, в 80 городах вспыхивали бунты, более 2-х тысяч человек погибли в результате утечки ядовитого газа на химическом комбинате в Бхопале…
После смерти Индиры Ганди партию "Индийский Национальный Конгресс" и правительство возглавил её старший сын Раджив, говоривший: "Это большое счастье – родиться в Индии и быть наследником ее великой цивилизации. У нас есть многое, что нужно сохранить для нашего народа, и мы многое можем дать миру". Но культурное строительство не входит в планы инволюционных сил. В 1991 году Раджив Ганди, продолживший дело своей матери, повторив ее судьбу, погиб от пули ланкийской террористки.
За период правления Индиры Ганди Индия добилась заметных изменений в жизни народа. Средняя продолжительность жизни в Индии возросла с 32 до 55 лет. Были решены вопросы по обеспечению занятости населения сельской местности, расширились площади сельскохозяйственных угодий за счет оросительных систем. Индира Ганди ориентировала науку на достижение скорейших результатов для народного хозяйства. При ней в рамках правительства создавались департаменты электроники, космоса, науки, охраны окружающей среды, изучения океана. Под ее особым контролем находился энергетический сектор экономики, достигший высокой эффективности к концу ее правления в 1984 году.
На мировой арене политик Индира Ганди умела решительно отдать свой голос против войны и насильственных методов решения международных конфликтов. Не понаслышке зная цену братоубийственных распрей и войн, представляя Индию в ООН, она резко осудила американскую политику во Вьетнаме, позицию сайгонского режима, агрессию Израиля против арабских стран, не поддержала в 1968 году, несмотря на дружественные отношения с СССР, ввод советских войск в Чехословакию и позже в Афганистан. Также и в своей стране, будучи главой государства, она боролась со всеми проявлениями сепаратизма, с разжиганием межнациональных конфликтов.
Незадолго до своей гибели Индира Ганди сказала:
"Кризис, с которым мы столкнулись, уходит далеко за пределы политического или экономического противоборства. Это кризис духа. Впервые в истории нашей планеты человеческое существо и ценности цивилизации, позволяющие человеку подняться выше всех обстоятельств, находятся под угрозой, ибо мы утратили видение наших мудрецов и поглощены сиюминутными огорчениями".(10)
Между тем, видение мудрецов Индии, изложенное в Учении Живой Этики, возвещало о наступлении нового этапа в эволюции жизни на земле, о котором Н.К.Рерих говорил:
"Делаю земной поклон учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет". (11)
Знание мудрецов Индии отводит женщине ведущую роль в построении Новой Эпохи. С картин Святослава Николаевича Рериха, подчеркивающих величественную жизнеутверждающую женскую красоту, смотрит в мир и напоминает о своей материнской роли женское природное начало.
Женщина в образе земли, родины, спутницы, сотрудницы, супруги, матери дарит радость и вдохновение, дает жизнь, несет в мир гармонию, любовь и красоту, ведет человечество к единению и сотрудничеству, к сохранению мира на Земле. Женщина Новой Эпохи строит на земле свою страну - мир, в котором нет места человеконенавистничеству, злобе, насилию, она делает все, чтобы скорее "растаяло в пространстве все зло". Индира Ганди оказалась на передовом крае борьбы сил эволюции с этим злом. Ее имя возглавляет список выдающихся женщин современности. Она была первой женщиной, в течение 15 лет возглавлявшей правительство Индии в трудные годы ее становления как независимого государства, второй в мире (12) женщиной – премьер-министром страны. Ум и чуткое сердце женщины многое сделали для укрепления международного авторитета Индии, ставшей одним из лидеров Движения неприсоединения к военным блокам, взявшей курс на охранение мира от войн и насилия. И сегодня имя Индиры Ганди с уважением произносится на её родине и во всем мире, как признание ее личного вклада в утверждение эволюционной женской миссии в Эпоху Матери Мира, в подтверждение слов Николая Константиновича Рериха:
"Когда женщина вернет свое право на участие во всех сторонах общественной и государственной жизни, много недопустимых явлений исчезнет, и прежде всего войны. Эпоха Женщины внесет благие изменения в жизнь человечества" (13)
В 1967 году Индира Ганди вручила Международную премию имени Джавахарлала Неру ученому востоковеду кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки при МГУ, писателю, путешественнице, позже в одиночку прошедшей по следам Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, Людмиле Васильевне Шапошниковой. А в 1989 году Святослав Николаевич Рерих объявил Л.В.Шапошникову своим доверенным лицом, передав через нее в Россию культурное наследие своих родителей. Так великая Культура Индии влилась в чашу России, соединив духовно две великие страны. Древнее Знание Мудрецов Индии было передано в Россию через женщину, которая продолжая служение высоким идеалам, несет Знамя Духа в Новую Эпоху во исполнение завещания Н.К.Рериха:
"Женщины, ведь вы соткете и развернете знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура.
Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!"
_______________________________________
1 А.Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск. 1996.с.802.
2 Николай Рерих. Шамбала. Великая Матерь. Рига.1994. с.172
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. М. МЦР. 1995. Т.2
4 Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. МЦР. Мастер-Банк. М.. 2006. С.500.
5 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. Женскому сердцу.
6 Виолетта Баша. ЛЮБОВЬ И ГИБЕЛЬ НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ, http://www.proza.ru/texts/2006/01/14-63.html
Семья Неру принадлежит к высшей касте – брахминам ( жрецам) из Кашмира, к элитной ее части – пандитам. В 1716 основателя рода Раджа Кауля призвали в Дели ко двору Великих Моголов и даровали поместье по берегу канала, обитателей которого стали звать Каули-неру (Каули у канала), а затем просто Неру. Мальчики рода изучали священные тексты, персидский язык, поэзию на фарси и урду. В XX-м веке сыновей рода посылали учиться в престижные учебные заведения Европы. Род Неру был уникален тем, что один из немногих в стране воспринял культуру Запада наравне с индийской культурой. Дед Индиры Ганди, Мотилал Неру, построил дом, названный "Обителью радости". Атрибуты западного образа жизни украшали имение: теннисный корт, телескоп на балконе, плавательный бассейн. Имелась конюшня со скаковыми лошадьми. 14 ноября 1889 года у Мотилала и его жены Сварупрани родился сын Джавахарлал. Спустя годы он станет первым руководителем освободившейся от колониального гнета страны. Забавно, что Джавахарлал, разрушивший империю, учился в английской школе Хэрроу, давшей британской империи четырех могущественных премьер-министров: Питта, Палмерстона, Болдуина и Уинстона Черчилля.
Мотилал запретил сыну жениться на иностранке. Невеста должна быть из касты брахминов. Родители посылали сыну фотографии красавиц, а тот в отчаянье писал: "Лучше остаться холостяком". По возвращении в Индию, его насильно женили на шестнадцатилетней Камале Кауль, первой красавице страны. Согласия невесты не спрашивали.
7 Николай Рерих. Листы дневника. МЦР. М. 1996. С.574
8 Елена Рерих. У ПОРОГА НОВОГО МИРА. МЦР. М. 2000. С.392
9 Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st066.shtml
10 Журнал "Москва", № 4, 1988г., Изд. "Художественная литература". С.13
11 Беликов П.Ф. Николай Рерих в Индии// Страны и народы Востока. Вып. XIV. М., 1972. С.215
12 Первой женщиной – премьер-министром страны в мире стала Сиримаво Бандаранаике, премьер-министр
Цейлона.
13 Н.К.Рерих. Женщинам.
_______________________