|
В 2006-м году
исполнилось 25 лет со дня ухода Людмилы Живковой,
а в настоящем 2007-м году – 65 лет со дня ее
рождения.
Для большинства
рожденных в 80-х и 80-х годах прошлого века это
имя не говорит ничего или почти ничего. А и
многие из рожденных ранее едва теперь начинают
осознавать, что во время, когда Людмила Живкова
была министром культуры Болгарии (1975-1981
гг.), страна получила наиболее мощный, со времен
национального Возрождения и Освобождения,
импульс в своем культурном развитии.
В считанные годы была
создана Национальная галерея зарубежного
искусства в Софии, соизмеримая со знаменитейшими
галереями в мире, фонды которых собирались
столетиями. Был построен Национальный дворец
Культуры – конгрессный центр мирового уровня, и
уникальный Национальный музей Земли и Людей.
Была основана Национальная гимназия древних
языков и культур с изучением латыни,
древнегреческого и санскрита. Болгария стала
традиционным местом проведения Международных
детских ассамблей под эгидой ЮНЕСКО.
Осуществляемая на государственном уровне
Комплексная программа предусматривала изучение и
популяризацию наследия всесторонне и гармонично
развитых индивидуальностей – Н. К. Рериха,
Леонардо да Винчи, В. И. Ленина, Святого
Константина-Кирилла Философа, М. В. Ломоносова,
А. Эйнштейна, Петра Берона, Рабиндраната Тагора,
Авиценны, Й. В. Гете и др.
Можно с
уверенностью сказать, что все перечисленные,
равно как и многие другие культурные проекты,
сыгравшие существенную роль для развития
болгарской культуры и ее популяризации за
границей вопреки железному занавесу, не были бы
осуществлены без ведущей инициативы Людмилы
Живковой. Наилучшим доказательством этому
является факт, что после ее ранней и неожиданной
смерти в 1981-м году все ее культурные
инициативы были либо свернуты, либо лишены
своего внутреннего содержания и приравнены ко
множеству помпезных мероприятий социалистической
эпохи.
Как при жизни, так и после ухода
Людмилы Живковой для широких общественных кругов
в Болгарии осталась неясной духовная ось, около
которой нарастали ее начинания и которая
создавала сокровенную связь между ними.
А и при наличии
господствующей идеологии официального
марксизма-ленинизма не существовало условий для
ее раскрытия. Этой духовной осью являлось
философско-нравственное Учение Живой Этики или
Агни Йоги, созданное Еленой Ивановной Рерих в
сотрудничестве с группой Учителей Востока. |
В
тексте 14-ти записанных Еленой Ивановной книг
Учения оно обрело свое словесное выражение, а в
картинах ее супруга Николая Константиновича
Рериха и их младшего сына Святослава Николаевича
Рериха Учение было воплощено средствами
изобразительного искусства. Именно приложение
Живой Этики и сотрудничество Людмилы Живковой со
Святославом Николаевочем Рерихом составили
основу культурного строительства в Болгарии в
семидесятых годах двадцатого века. Святослав
Николаевич Рерих считал, что “Людмила
Тодоровна [Живкова] – единственный в ХХ веке
государственный деятель, кто воспринял очень
глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные
возможности для усовершенствования
государственного строя и одухотворения этого
строя культурой и высокой философской мыслью.”
(цит. по (1)).
Непосредственно после 1989-го года, уже новыми
власть имущими было сделано все возможное для
того, чтобы предать забвению само имя Людмилы
Живковой. Монумент “Знамя Мира” (“Колокола”) из
любимого места болгарских детей и ключевого
элемента детских ассамблей превратился в место
запустения. Бульвар в Софии, названый в честь
Живковой, был переименован именем политика из
более дальнего прошлого, осужденного за
вовлечение Болгарии в национальную катастрофу.
Национальный Дворец Культуры тоже перестал
носить имя Людмилы Живковой и напоследок стал
известным в новой роли – как место базаров и
торговли. Признак коммерсиализации нашего
времени? Несомненно, но также и красноречивое
свидетельство трагического расхождения между
культурным уровнем сегодняшних руководителей
страны и духовной высотой Людмилы Живковой.
Заслуги
болгарской культурной подвижницы, однако,
официально признаны в Индии – в стране, с
которой Живкову связывала глубокая духовная
близость,
и в России, где дело великой семьи Рерихов
продолжено учрежденным по инициативе С.Н.Рериха
Международным Центром Рерихов (МЦР) в Москве.
Систематическое замалчивание имени Л. Живковой в
Болгарии создает основательное недоумение за
рубежом. Так например, в своей статье о Людмиле
Живковой (1) Вице-президент МЦР и директор Музея
имени Н.К.Рериха в Москве академик
Л.В.Шапошникова пишет: “Даже потом, более
десяти лет спустя после того, как ее не стало,
когда социалистический строй Болгарии рухнул, ее
прежние соратники боялись о ней говорить. Летом
1992 года я была в командировке в Болгарии по
своим делам и встречалась с некоторыми из них.
На мои вопросы о Людмиле Живковой они отвечали
неохотно, старались по большей части
отмолчаться. На ее имя был наложен негласный
запрет, и, казалось, кто-то невидимый и могучий
держал этот запрет под строгим контролем. Среди
моих собеседников были творческие работники,
деятели культуры, ученые, но все они как будто
сговорились между собой и свято блюли принцип —
«молчание — золото». Они отталкивали от себя ее
идеи, избегали оценок и с облегчением переходили
на обсуждение других вопросов, не имевших к
Живковой никакого отношения.”
Но одним из
важнейших уроков, которым нас учит история, и
которому, видно, многие из сегодняшних власть
предержащих забыли научиться, является урок, что
духовный подвиг невозможно отменить путем
гласных или негласных запретов его упоминания.
На состоявшейся в 1995-м году в Национальном
Музее Земли и Людей в Софии Международной
научно-общественной конференции, посвященной
60-летию подписания Пакта Рериха, все
присутствующие почтили память Людмилы Живковой.
В 90-х годах в Болгарии появилось много
общественных организаций, ставящих своей целью
продолжение разных аспектов ее деятельности.
Воспоминательный вечер в июле 2002 года в
Национальном Дворце Культуры, посвященный
60-летию со дня рождения Л. Живковой, собрал ее
близких сотрудников, писателей, художников,
композиторов, режиссеров, ученых,
священнослужителей (в том числе членов Синода
Болгарской Православной Церкви) и сотни
почитателей “Белой Птицы болгарской культуры”,
как назвал ее народ. Для отмечания 65-летнего
юбилея Л. Живковой в 2007-м году был создан
Национальный инициативный комитет, в который
вошли известные болгарские деятели Культуры. В
многих городах Болгарии (София, Бургас,
Велинград, Смолян, Пазарджик и др.) состоялись
лекции, показы документальных фильмов и другие
мероприятия по случаю юбилея. Новый
документальный фильм о Людмиле Живковой
известного болгарского режиссера Васы Ганчевой
был показан по Боларскому национальному
телевидению. В городе Казанлык при поддержке
местных властей прошла Девятая детская ассамблея
“Знамя Мира”, организованная Фондом Людмилы
Живковой и Знамени Мира, руководимым дочерью
Л.Живковой – Евгенией Живковой. Фонд Духовного
Единения “Роза” организовал конференцию “Людмила
Живкова – светоч мировой культуры”, а также
юбилейное торжество по случаю 65-летия со дня
рождения Л.Живковой. На обоих мероприятиях
выступили с докладами ученые – исследователи
наследия Л.Живковой, представители творческой
интеллигенции.
Сама жизнь
показала, что ни дистания во времени, ни
пропасть официального молчания, ни даже поток
очерняющих публикации в желтой прессе в
последние годы не способны стереть из людских
сердец светлую память о Прошедшей по жизни
“как по струне над бездной – красиво,
внимательно и стремительно” (2) и завещавшей
будущим поколениям свой подвижнический пример.
1.
Шапошникова Л. В. Людмила Живкова
– государственный деятель и подвижник. //
Культура и время, 1-2/2001
2.
Листы сада Мории, Зов.
|