Реконструкция или попытка разрушение, или во что выльется
реконструкция ГНИИ имени Пушкина для общественного музея им.
Н.К.Рериха?
13 мая 2009 года по личному указанию директора
Государственного музея истории искусств имени Пушкина Ирины
Александровны Антоновой была предпринята попытка
демонтировать железобетонный забор, который разделяет ГМИИ
имени Пушкина и общественный Центр-музей им. Н.К.Рериха.
Власти Москвы готовы идти на согласование с условием
сохранения музея Рериха, сообщил заместитель столичного
мэра, руководитель комплекса имущественно-земельных
отношений Москвы Владимир Силкин 14 мая 2009 года. Он
заявил, что «необходимо выслушать конкретные предложения,
сесть за стол переговоров, согласовать наши дальнейшие
действия, возможно, скорректировать границы и "разрулить"
ситуацию». В чем суть конфликта? Согласятся ли стороны на
переговоры и урегулирование ситуации? И каковы могут быть
эти условия сохранения музея Рериха?
Напомним о некоторой предыстории вопроса.
В марте 2009 года конкурс на реконструкцию ГМИИ имени
Пушкина под председательством Ирины Антоновой выиграл самый
дорогой и долгосрочный проект. В тендере на «Выполнение
проектно-изыскательских работ по разработке проектной
документации на комплексную реконструкцию, реставрацию,
техническое перевооружение и новое строительство объектов
имущественного комплекса Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» общей
стоимостью триста двадцать миллионов рублей победил тандем
главы "Моспроекта-5" Сергея Ткаченко и всемирно известного
архитектора Нормана Фостера.
И это неудивительно. Именно Норману Фостеру Фонд ГМИИ
поручил разработать концепцию реконструкции музея.
Ее показывают председателю попечительского совета
Пушкинского музея Д.Медведеву, и она ему нравится.
Правда, памятуя об устоявшейся репутации любых масштабных
строительных проектов в столице, Дмитрий Медведев говорил о
важности сохранения уникального архитектурного исторического
ансамбля 18-19 веков. Вскоре выясняется, что для выделения
госсредств требуется проведение тендера на проектирование.
Тендер проводится с участием трех проектных организаций.
Тендер выигрывает, как ни странно, не самое дешевое
предложение, а предложение Фостера—Ткаченко. Несколько лет
подряд британский архитектор воспринимался как единственно
возможный автор проекта, идеи которого поддерживала
Антонова. Ирина Александровна Антонова является директором
Государственного музея изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина с 1961 года. При ней началось воплощение идеи
расширения территории музея - появились Музей
импрессионистов, Музей частных коллекций, Детский центр.
Своей мечтой она называла возникновение своеобразного
музейного городка, который мог бы стать "уникальным
культурным комплексом". "Слишком уж много замечательных
вещей у нас по-прежнему лежит в запасниках", - отмечала она.
СМИ рассказывали о позиции Антоновой в отношении
финансирования культуры в России. Отмечалось, что она не
склонна выстраивать отношения с бизнесом, "предпочитая
апеллировать к федеральной власти". "За состояние культуры
должно отвечать государство", - отмечала Антонова.
И вот в Нормане Фостере она нашла единомышленника, который
готов был реализовать эту масштабную мечту «музейного
городка» с соответствующей масштабной государственной
сметой. Согласно концепции Фостера, отдельно стоящие на
Волхонке и в прилегающих переулках здания объединяются в
единое музейное целое общими подземной и наземной парковой
зонами, а в главное здание музея можно будет зайти прямо из
метро "Кропоткинская". У ГМИИ, по задумке Фостера, появятся
несколько совершенно новых строений, самое приметное из
которых — выставочный комплекс в виде пятилистника на месте
нынешней бензозаправки напротив Храма Христа Спасителя, а
исторические здания комплекса будут реконструированы.
Именно такая концепция развития «Музейного городка» была
продемонстрирована 22.11.2007 г. в Государственном музее
изобразительных искусств им. Пушкина и на XI Архитектурной
биеннале в Венеции в сентябре 2008 года. Из собранного
Ириной Антоновой музейного квартала (усадьба Вяземских)
Норман Фостер задумал создать целый музейный городок. В 2008
году Антонова так прокомментировала презентацию Фостера:
"Все, что представлено Фостером, сделано удивительно
корректно по отношению к историческому району. Он - тот
архитектор, который умеет вести диалог с историческим
наследием и его сверххайтековские проекты отличает высокая
художественность".
Реализовать создание "Музейного городка" на базе ГМИИ
планируется в три этапа – 2009-2012, 2012-2015 и 2015-2018
годы. Первый этап будет завершен к 2012 году. В 2012 году, к
столетнему юбилею ГМИИ, должен возникнуть «музейный
городок», который охватит около 12 зданий и увеличит
нынешние площади экспозиции в четыре раза до 42 000 кв.
метров, а фондохранилищ – до 12 00 метров. В частности, он
предполагает реставрацию прилегающих к музею строений.
По словам директора Государственного музея истории искусств
имени Пушкина Ирины Антоновой, "далее будет произведена
реставрация главного здания, а также создание подземного
пространства под музеем".
И вот реконструкция началась. Началась с конфликта. Причиной
его стали территориальные претензии. В зоне будущего
музейного городка расположен общественный Центр-музей им.
Н.К.Рериха, созданный на базе старинной усадьбы Лопухиных.
13 мая 2009 г. сотрудники музея имени Рериха обратились к
СМИ с сообщением, что представители ГМИИ "нагнали технику к
нашему забору, и нашим сотрудникам пришлось встать к нему,
чтобы не допустить захвата территории". Интересно, что Ирина
Антонова входит в попечительский совет общественного
Центра-музея им. Н.К.Рериха и по идее должна защищать его
интересы, но возможно, что она в данной ситуации является
только заложником большой финансовой комбинации?
Точку зрения МЦР на возникший конфликт привело ИА
«Интерфакс» в ходе беседе с зам. директором музея Рериха
Александра Стеценко: «Как мне стало известно, по ее личному
приказу была подогнана техника, и была предпринята попытка
разобрать железобетонный забор, который является нашей
собственностью».
«Мы расположены в усадьбе Лопухиных, историческом памятнике
XVII веке, и ведем большие работы по реконструкции этого
прекрасного ансамбля,- рассказал. Нами уже восстановлены два
строения, сейчас мы ведем работы согласно плану
воссоздания». И сейчас выясняется, что руководство
пушкинского музея является противником этого проекта
воссоздания. Каковы причины этого? «Они являются
противниками такого воссоздания нашей усадьбы, поскольку
тогда будет полностью заслонена усадьба Вяземских, тоже
памятника, однако XVIII века», - поясняет А. Стеценко. Здесь
надо пояснить, что Усадьба Вяземских-Долгоруковых станет
частью проектируемого музейного городка ГМИИ.
Александр Стеценко подчеркнул, что проект реконструкции
усадьбы Лопухиных был рассмотрен на двух авторитетных
архитектурных советах, как на федеральном, так и на
московском уровнях. "Наш проект был утвержден, согласован со
всеми официальными структурами. Сейчас мы не понимаем
действий Ирины Антоновой в отношении нашего музея. Мы ее
уважаем как специалиста, уважаем и тот вклад, который она
сделала в культуру города, однако двум музеям не к лицу
воевать за земельные участки, могут произойти непоправимые
ошибки, которые потом невозможно будет исправить. Сейчас
необходимо успокоиться и попытаться решить вопрос в
цивилизованном русле", - добавил А.Стеценко. Он рассказал,
что руководство музея Рериха будет обращаться за поддержкой
в правительство Москвы.
"Мы обязательно обратимся в правительство Москвы в надежде,
что нам помогут разобраться в этой ситуации", - сказал
директор музея.
Он подчеркнул, что со вчерашнего дня не может связаться с
Ириной Антоновой. "Сотрудники музея имени Пушкина
отказываются вести диалог, а также предоставлять какие-либо
документы на проводимые работы. Вместе с тем со вчерашнего
дня я не могу дозвониться до Ирины Антоновой, ее мобильный
телефон постоянно молчит", - добавил А.Стеценко.
Как сообщает радио «Культура», международный центр Рерихов
расценил как попытку захвата принадлежащей ему территории
работы, которые развернул в Малом Знаменском переулке музей
им. Пушкина. Руководство самого музея категорически
отвергает эти обвинения: «Это наша земля в соответствии с
федеральными законами».
Михаил Гурвич, директор по развитию ГМИИ, прокомментировал
заявление сотрудников центра Рерихов так: "Мы действуем в
рамках постановления и никаких незаконных действий не
предпринимаем. Я не понимаю, когда действия на нашей
территории приводят к панике других людей". Он пояснил, что
техника была нужна музею для ремонта на его собственной
территории. "Вы сами себе можете представить такую ситуацию,
чтобы организация такого уровня как ГМИИ имени Пушкина -
федеральный музей - проводило незаконные действия?" - сказал
Гурвич. Что можно ответить? Можно и представить, а можно и
наблюдать, а можно стать, как сотрудники МЦР, грудью к
забору, чтобы не допустить захвата.
Контроль за выполнением программы осуществляет
Попечительский совет музея под председательством главы МЭРТ
РФ Эльвиры Набиуллиной. Хочется надеяться, что она и
московские власти сумеют стоять на страже контроля не только
расходования финансовых средств, но и на страже этики и
защиты культуры. А также не забудут совет президента Рф о
важности сохранения этого уникального архитектурного
исторического ансамбля в ходе этой реконструкции.
Николай Атаманенко, г. Белгород