«Церковь Св. Петра наша гордость» |
Чего хочет Лютеранско-евангелическая церковь, претендуя на
церковь Св. Петра
Вопрос первый: разве вам мешают молиться?
Что
мешает церковной общине, которая вот уже 17 лет богослужит
каждое воскресенье, не неся бремя коммунальных расходов,
продолжать свою сакральную работу и дальше. Ведь до сих пор
не было никаких помех либо претензий друг к другу.
Очевидно, речь идет не о церковной ритуальности, а
совершенно о другом - об имущественных притязаниях. Здание
церкви, особенно уникальная смотровая башня, приносит
серьезный доход и многие годы покрывает все расходы на свое
содержание (коммунальные платежи, налоги, реставрационные
работы, заработная плата и т. д.). Бюджет города и
государства не только не обременен церковью Петра, но он еще
и получает от нее вливания в городской бюджет. В 2007 году
заработок составил 234 000 латов.
Вопрос второй: почему город отказывается от своего
достояния?
Почему
нынешнее руководство Рижской думы и некоторые депутаты (в
отличие от прошлого созыва) с завидным упорством спешат
избавиться от находящегося в ведении города бесценного
памятника архитектуры, который является шедевром готики,
доминантой и жемчужиной ансамбля Старой Риги, взятого под
эгиду ЮНЕСКО?
Церковь Св.Петра - наша гордость и достояние. В 2008 году ей
исполняется 800 лет.
Разрушенный во время войны памятник восстановлен на деньги
государства, города, налогоплательщиков всех конфессий. Вот
уже 35 лет здание достойно осуществляет предусмотренные в
проекте реставрации функции культуры и является
подразделением департамента культуры Рижской думы.
С 1954
по 1983 год государство и Рижская дума вложили в реставрацию
более трех миллионов рублей, чтобы церковь Св.Петра с
вознесшимся к небу шпилем стала общим достоянием культуры со
свободным доступом для всех желающих.
И я не
понимаю, почему до сих пор Рижская дума на законном
основании не зарегистрировала это обновленное здание в
Земельной книге на имя города. Что это - халатность,
упущение?
Латвийская евангелическо-лютеранская церковь в период
реставрации не проявляла к зданию интереса и никаких
денежных вложений с ее стороны не было. По какому моральному
и юридическому праву ЛЕЛЦ претендует на чужой труд и
денежные вложения?
Кто же
заинтересован лоббировать эту сомнительную акцию? Почему
многократные обращенные к правительству протесты культурной
общественности были проигнорированы?
Среди
наивных людей была запущена расхожая демагогическая формула:
«Церковь должна принадлежать церкви». Я хочу задать вопрос
бездумно повторяющим эту формулу: о какой принадлежности
идет речь? О духовной или имущественно-коммерческой?
Если
речь о сакральном, то для прихожан (которых на богослужениях
бывает около 15- 20 человек) созданы все возможности.
В
ответ на возражение ЛЕЛЦ об использовании здания якобы не в
соответствии с церковными канонами хочу напомнить, что в
Европе в большинстве лютеранских церквей по вечерам
проводятся бесплатные культурные мероприятия (Германия,
Швеция, Финляндия).
В
центре Таллина древняя церковь Нигулисте, также пострадавшая
во время войны, после восстановления является музеем и
концертным залом и принадлежит государству и горожанам,
несмотря на все притязания Эстонской лютеранской церкви.
Знаменитый Нотр-Дам де Пари также является государственной
собственностью.
Власти
этих стран и городов считали за честь помогать материально
уникальным строениям древних зодчих и отвечать за их
сохранность перед горожанами.
Мне
хочется напомнить инициаторам недостойной борьбы за
имущественное право на «доминанту Риги», что говорил Великий
учитель Христос о желающих торговать в храме и как Он
изгонял их оттуда.
Очень
хочется надеяться, что в окончательном решении вопроса о
дальнейшей принадлежности церкви Св. Петра в Риге депутатами
не будет нарушена историческая справедливость и верх над
корыстью и лукавством отдельных заинтересованных лиц возьмут
человеческий разум, честь и совесть.
С
уважением, Марианна Озолиня.
(В
сокращении.)