|
«Визбор свободно, легко и щедро демонстрирует свои
таланты», – сказал в интервью радио «Культура»
организатор выставки, директор галереи «На Солянке»
Борис Павлов. – «На выставке представлено
около 25 работ. В основном это акварели. В его
работах нежная и лирическая графика. И, чем нежнее,
тем контрастнее выглядят его отрицательные роли в
фильмах. Он всегда был целен в любой деятельности.
Он был абсолютно предан публике, сердечен и щедр к
ней. Люди ему платили тем же. Его очень любили.
Тональность его высказываний разнообразна. Она
проявляется в стихах и актерских ролях, но доминанта
– лирическая, душевная, сердечная и музыкальная.
Он по
истине музыкален во всех своих проявлениях. В том
числе и в этой графике. Он рисовал для собственного
утешения. Когда Визбор не писал стихи, не снимался,
и когда его мучили воспоминания о прошедших
экспедициях, походах, и нужен был какой-нибудь
толчок для будущего поэтического творчества – он
рисовал. Творчество рвалось. Талантливые люди
талантливы во всем. Он занимался акварельной
живописью. Нельзя сказать, что в его изобразительном
творчестве использована особая техника. Нет. Он
тщательно ее не изучал. Он рисовал тогда, когда
хотел заполнить паузы в своем творчестве»
/Радиокультура/ |
Экспозиция «Синие горы» – это
коллекция пейзажных акварелей, которые бережно собрала (чуть ли
не разглаживая некоторые из них утюгом) вдова знаменитого барда
Нина Тихонова-Визбор.
Как журналист Визбор побывал в
многочисленных экспедициях и, соответственно, делал наброски
Памира, Кавказа, Тянь-Шаня. Если свою судьбу поэт и актер строил
в хемингуэевском духе, то в его картинах ощущается влияние
Николая Рериха.
Чтобы добиться рериховской цветовой экспрессии, художник-бард
густо клал акварельные краски. Подсвеченные визборовские пейзажи
буквально «полыхают» в обрамлении темных галерейных стен.
Расплавленное золото лучей «Горячего солнца» низвергается в
океан, где крошечное судно осторожно пробирается по «горящей»
воде. От всех работ Визбора, несмотря на их скромные размеры,
ощущение масштаба и цельности.
Конечно, живопись – только дополнение к поэтическому и
актерскому дарованию Юрия Иосифовича. Документальный фильм
рассказывает с монитора о его ролях и песнях. Запомнился такой
эпизод:
В знаковом фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» Визбор играл
роль человека, прошедшего войну. Нужно было снять сцену встречи
однополчан. Режиссер пригласил реальных героев войны.
Визбор не смог органично вести себя в этой компании. Солдаты
смеялись, плакали, что-то вспоминали, в то время как Визбор
повторял заученные слова. «Я был фальшивым, а они – настоящие»,
– с горечью признался бард. Сцену потом пересняли со статистами.
Даже в актерстве он был честным. Именно поэтому образ Юрия
Иосифовича и в кино, и в песнях не теряет искренности. Борман,
благодаря могучему обаянию Визбора, симпатичен в «Семнадцати
мгновениях».
Враг – так враг, друг – так друг.
И вечное сражение продолжается:
«Но лишь герой скрывается во мгле,
Должны герои новые явиться,
Иначе равновесье на земле
Не сможет никогда восстановиться».
Взгляд,
28.7.2008 г.
|