Кому достанется «Сокровище ангелов»?
Вместо того чтобы высиживать яйца
Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в
которой и Рерих, и Репин, и Бенуа
Ростропович в августе
1991-го
Николай Рерих. Сокровище
ангелов. 1904-1905 |
Помните рекламный слоган «Россия —
щедрая душа»? Думаете, это хвастовство? Нет — чистая
правда. Только щедрость эта проявляется в основном в
том, как любимая наша держава разбрасывается направо, а
чаще налево тем, что составило бы предмет национальной
гордости любого народа. А вот о специфической
национальной гордости великороссов В. И. Ленин даже
написал отдельную статью. Собственно, с него, Ленина,
все и началось: продажа сокровищ Эрмитажа для нужд
диктатуры пролетариата, высылка на «философском
пароходе» крупнейших российских ученых, вынужденная
эмиграция лучших писателей…
В общем, ничего-то и
никого-то России не жалко — одно слово: щедрая душа.
Сейчас вот не жалко русское изобразительное искусство ХХ
века. Государство, несмотря на невиданно благоприятные
цены на нефть и газ, не выделяет денег на пополнение
фондов Третьяковки и других музеев, призванных хранить и
нам показывать собственные, признанные всем миром
художественные ценности минувшего столетия. В результате
та же Третьяковка не может участвовать в мировых
аукционах, на которых уходят с молотка Серебрякова,
Кандинский, Малевич. И, таким образом, шедевры русской
живописи ХХ века Россия может почти целиком
утратить.
А 19 сентября мы имеем все шансы
потерять сокровище — «Сокровище ангелов» Николая
Рериха.
Эта картина входит в частную коллекцию
недавно ушедшего из жизни великого музыканта Мстислава
Ростроповича. Аукционную стоимость картины специалисты
оценивают приблизительно в 2 млн английских фунтов. А
еще в коллекции Ростроповича собрано пятнадцать работ
Репина (в основном рисунки), эскизы театральных
декораций «мирискусника» Бенуа, картина Билибина
«Охота», юсуповский фарфор Архангельского завода… Почти
все это Мстислав Леопольдович покупал у эмигрантов
первой волны — русских аристократов, которые согласны
были доверить свои фамильные ценности только такому
своему соотечественнику, как Ростропович.
И вот
19 сентября на аукционе Сотбис уникальная коллекция
может быть распродана. Причем — поштучно. И это беда.
Ведь ценность коллекции Ростроповича не определяется
простым сложением составляющих ее элементов, а как бы
умножается на высочайший рейтинг самого
коллекционера.
Нам важно, что любил и собирал
Ростропович. И интересно нам это уж никак не меньше
того, какой фарфор заказывал князь Юсупов. Значит,
коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким
местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все
державные разговоры о необходимости воспитания молодежи
в духе патриотизма останутся пустым звуком.
На
государство, к сожалению, надежды нет.
Бизнесмены-олигархи? Что-то никак они у нас не дорастут
до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же
Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы,
современными поступлениями (см. выше). Единственное, что
вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные
Вексельбергом. Но и подлинность их еще требует
доказательства, и сам Фаберже не столь годится на роль
гениального сына России, как Репин, Рерих или
Ростропович…
Нет, конечно, в Лондоне, где и
проводится Сотбис, сейчас более чем достаточно наших
небедных соотечественников. И многие из них могут
захотеть приобрести что-нибудь из коллекции
Ростроповича, чтобы потом высиживать, как яйца Фаберже,
и изредка демонстрировать немногочисленным гостям из
своего круга. Но это совсем не те люди, в чьи руки
русские аристократы или сам Ростропович доверили бы хоть
что-то — хоть юсуповский фарфор, хоть репинский
рисунок…
Редакция и акционеры «Новой газеты»,
президент СССР Михаил Горбачев и депутат Госдумы РФ
Александр Лебедев (мы уверены в них), а также их
соратники в российском бизнесе обращаются к устроителям
аукциона Сотбис с просьбой снять с торгов коллекцию М.
Л. Ростроповича.
Вдова музыканта Галина
Вишневская выразила желание и согласие продать коллекцию
целиком при условии, что она останется в России. «Новая
газета» и ее акционеры готовы выкупить всю коллекцию и
экспонировать ее в России — так, чтобы все могли видеть
и «Сокровище ангелов», и эскизы Бенуа, и репинские
рисунки, и юсуповский фарфор. И, может быть, понять, что
было дорого Мстиславу Ростроповичу в русской
культуре.
От редакции.
«Новая
газета» просит считать этот материал обращением к своим
акционерам и соратникам.
Мы гарантируем аукциону
Сотбис, что его доброе имя всегда будет упомянуто на
экспозициях коллекции. Это тем более важно сейчас, когда
отношения между Россией и Великобританией переживают не
лучшие времена.
Олег Хлебников
| НОВАЯ
ГАЗЕТА , 26.07.2007
|