Н.К.Рерих. Путь 
1936. Жемчужинки  Культуры ***

Живая Этика.

Семья Рерихов.
Пакт Рериха.


 Тематические сборники.
Огненные будни (новости).
Статьи
Библиотека
Стихи
Сотрудничество
Изречения и советы Учителя
Полезные ссылки

 


Проекты для сотрудничества: Проект группы <<Соратники>>: Защита наследия Рерихов
Проект группы <<Спутники>>: Размышляя над Учением.
Книга-почтой (МЦР)

Творческий интернет-проект "Осознание Красоты спасет Мир"

Проект "Сердцеведение"


Гостевая книга

Присылайте свои новости для публикации на сайте с пометкой "Для новостного проекта"

«... стихия Огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия. Потому Агни Йог может чуять всю космическую красоту без узкой научной методики. Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты. »   /Учение Живой Этики, Иерархия, 359/

 

 

 

Дмитрий Белов

Таинственные знаки Пархомовки

 

Пархомовка

Летом 2006 года я побывал в Володарском районе Киевской области. В унылом, невзрачном селе Пархомовка, главной достопримечательностью которого является гигантский храм, построенный сыновьями помещика Голубева в память об их отце. И покойный глава семейства Виктор Федорович, и его наследники Виктор и Лев, увлекались восточными учениями, в частности искусством и книгами Николая Рериха.

В связи с этим построенный Голубевыми храм вобрал в себя не только христианские, но и древнеиндийские символы.

Ученые до сих пор гадают, возможен ли синтез религий и культур в эпоху глобализации. Однако, в церкви, построенной в начале прошлого века, такой эксперимент поставили не для науки, а по велению души. Заблудившейся ли? Просветленной ли? Бог рассудит.

Так или иначе в церкви, отреставрированной под личным патронатом Раисы Горбачевой, вместо крестного орнамента на стенах -- свастика, а на фасаде колокольни -- змея.

-- Почему мне все кажется, что я нахожусь не в храме, а в ставке фюрера? -- спросил я у молодого человека, дежурившего в церковной лавке.

Элементы росписи стен

-- Что вы? Здесь ничего общего с фашизмом нет! -- улыбнулся мой собеседник. -- Свастика на стенах означает вечную жизнь. Правда, этот символ относится к древнеиндийской культуре, а не к христианской. А фашисты, надо сказать, исказили этот знак. В рейхе он стал означать колесо разрушения, то есть путь к смерти, а не к жизни.

-- А можно ли взять интервью у вашего настоятеля? -- поинтересовался я.

 

Молодой человек продиктовал мне телефон отца Василия. И тут же выяснилось, что передо мной вовсе не свечник, а сам отец-настоятель, говорящий по-украински, с гордостью представляющий Киевский партиархат.

-- Что же вы сразу не представились? -- расхохотался я, начиная дивиться причудам филаретовских священников. -- Давайте разъясним с вами все тайны этого храма. Ведь сейчас, знаете, в такой моде "Код да Винчи" и прочие истории. Не хочу, конечно, "спекулировать темой", но все-таки интересно, почему обитель больше походит на дом с химерами, чем на православный храм?

Николай Рерих

 

Н. К. Рерих. Спас Нерукотворный. 1906. Эскиз для мозаики церкви в Пархомовке

-- Тут вот какое дело, -- принялся дружелюбно объяснять отец Васыль.

-- Основатели этого величественного строения, занимающего (прошу заметить!) первое место в Европе по качеству акустики, были большими любителями восточных учений. Равно как и их авторитет -- Николай Рерих -- они считали, что мир религий можно представить как восхождение на одну и ту же гору, только с разных сторон. На вершине горы -- Бог, а способы устремления к Нему различны.

Если простыми словами пересказать сущность учения Рериха "Живая этика", то оно предполагало сближение и единение восточного и западного типов мировоззрения. Учение это пытается соединить русский и восточный ноосферный космизм. Идеи теософии, антропософии, восточных эзотерических традиций, огромный багаж знаний просветленных людей Запада нашли свое применение и развитие в учении Николая Рериха. Большой вклад в его популяризацию внесли жена Елена и сыновья – Юрий и Святослав.

-- Стараниями Святослава Рериха, -- продолжал отец Василий, -- в 1989 году началась крупная реставрация нашего храма. Случилось это после встречи Святослава Николаевича с Раисой Горбачевой в Киеве, где случайно вспомнили об эскизных работах Рериха-старшего, по которым сделаны мозаичные панно в Пархомовке. Никогда церковные власти не давали разрешения на освящение храма в нашем селе. Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованная сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не желала принимать в свое лоно, поскольку архитектурное решение не соответствовало церковным канонам.

 

 

Фрагмент окна

Действительно, подобных архитектурных решений в православии не существует. Храм Покрова Пресвятой Богородицы – своеобразный синтез готики, азиатских архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных лоз, пластов вспаханной земли, ели, петуха и упомянутой уже свастики (древеиндийского символа вечного движения жизни). Все это вместе со специфическим паркетным полом и скамьями в помещении храма не внушало доверия церковной власти. Но Пархомовскую церковь все же освятили служители недавно созданного Киевского патриархата.

 

 

Старинные надписи и языческие символы на стенах церкви

На стенах церкви и мраморных плитах вырезано множество старинных надписей. Одна из них на старославянском гласит: «Сооружен в честь и память Покровы Пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903 – 1906».

Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Любой встречный расскажет вам, что в свое время село принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Здешние земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом заповедного. В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хорошие урожаи зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег – для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром музыкальных пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство велось с учетом последних достижений агрономии.

Строительство началось в 1903 году. Проект церкви заказали архитектору В.А. Покровскому. Николай Рерих, хорошо знакомый с младшим Голубевым и Покровским, разработал в Петербурге 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма (в Пархомовке Рерих никогда не бывал). Были выполнены только две его мозаики: «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный», которые и ныне украшают храм. Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А. Фролов. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. Авторам удалось воплотить в жизнь лишь малую часть идей.

-- Как известно, советская власть не жаловала культовые сооружения, -- продолжил разговор отец Василий. – Очень многие из них были разрушены. Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность колхозников: сначала в помещении храма устроили клуб, потом – склад удобрений. Впрочем, церковь потихоньку разбирали на стройматериалы. Но в 1979 году сооружение получило статус памятника архитектуры, а в 1982-м Киевское областное отделение по делам строительства и архитектуры института «Укрпроектреставрация» начало в Пархомовском храме восстановительные работы. Нужно было перекрыть крышу и купола, подновить разрушенную кладку. Особого внимания требовали мозаики.

Увы, младший Рерих в Пархомовку так и не приехал, и реставрацию свернули на полпути. С тех пор рука мастеров не тронула храм.

 

 

 

 

Недавно в селе возобновили богослужение, организовали экскурсионный маршрут «К Рериховским мозаикам», хотя и не регулярный (возможно, оттого, что дорога – неважная). Сейчас многие туристические агентства устраивают поездки в Пархомовку в дополнение к экскурсии в Белую Церковь.

...

 22.2.2007 г.

 

Журнал путешественника Дмитрия Белова (Киев) *


Статьи по теме:

Лариса Антоненко. ПАРХОМОВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Роман Маленков.   Православна азійсько-давньоруська готика.

Посещение собора в с.Пархомовка - тур выходного дня

 


Фотогалерея Пархомовской церкви Покрова пресвятой Богородицы.


Мозаика выполнена по эскизам Николая Рериха "Покров Богоматери"

   

Мозаика выполнена по эскизам Николая Рериха "Спас Нерукотворный"

В с. Пархомвке есть также уникальный музей. В Пархомовском музее  хранятся шедевры художественного искусства таких мастеров как Пикассо, Ван Дейк, Рерих, Бенуа, Серов и Левитан.

Вот такая в мире есть Пархомовка ...

 

* При публикации статьи  Д.Белова "Таинственные знаки Пархомовки" дополнительно использованы материалы и фото с сайтов:

http://otchet.livejournal.com/3264.html

http://ukrainainkognita.org.ua/putivnyk/raiony_ukr/volodarskyi/parhomivka_ukr.htm

http://ukrainainkognita.org.ua/Ukr/Istoryko-kultur/Parhomivka/parhomivka.htm

http://www.krasnokutsk.com.ua/krkut/topograf.html

http://yro.narod.ru/bibliotheca/parxomovka.html

 

Поиск: на
Обновления сайта становятся доступными через поиск в течение суток.

Этика в основе каждого дня. 2005-2008 © Nikolai A.


Agni-Yoga Top Sites



Rambler's Top100


Hosted by uCoz