|
Дмитрий Белов
Таинственные знаки Пархомовки |
|
Пархомовка |
Летом 2006 года я побывал в
Володарском районе Киевской области. В унылом,
невзрачном селе Пархомовка, главной
достопримечательностью которого является гигантский
храм, построенный сыновьями помещика Голубева в память
об их отце. И покойный глава семейства Виктор Федорович,
и его наследники Виктор и Лев, увлекались восточными
учениями, в частности искусством и книгами Николая
Рериха.
В связи с этим построенный Голубевыми храм вобрал в себя
не только христианские, но и древнеиндийские символы.
Ученые до сих пор гадают, возможен ли синтез религий и
культур в эпоху глобализации. Однако, в церкви,
построенной в начале прошлого века, такой эксперимент
поставили не для науки, а по велению души. Заблудившейся
ли? Просветленной ли? Бог рассудит.
Так или иначе в церкви, отреставрированной под личным
патронатом Раисы Горбачевой, вместо крестного орнамента
на стенах -- свастика, а на фасаде колокольни -- змея.
-- Почему мне все кажется, что я нахожусь не в храме, а
в ставке фюрера? -- спросил я у молодого человека,
дежурившего в церковной лавке.
|
Элементы
росписи стен |
-- Что вы? Здесь ничего общего с фашизмом нет! --
улыбнулся мой собеседник. -- Свастика на стенах означает
вечную жизнь. Правда, этот символ относится к
древнеиндийской культуре, а не к христианской. А
фашисты, надо сказать, исказили этот знак. В рейхе он
стал означать колесо разрушения, то есть путь к смерти,
а не к жизни.
-- А можно ли взять интервью у вашего настоятеля? --
поинтересовался я.
Молодой человек продиктовал мне телефон отца Василия. И
тут же выяснилось, что передо мной вовсе не свечник, а
сам отец-настоятель, говорящий по-украински, с гордостью
представляющий Киевский партиархат.
-- Что же вы сразу не представились? -- расхохотался я,
начиная дивиться причудам филаретовских священников. --
Давайте разъясним с вами все тайны этого храма. Ведь
сейчас, знаете, в такой моде "Код да Винчи" и прочие
истории. Не хочу, конечно, "спекулировать темой", но
все-таки интересно, почему обитель больше походит на дом
с химерами, чем на православный храм?
|
Николай
Рерих
|
|
|
Н. К. Рерих.
Спас Нерукотворный. 1906. Эскиз для мозаики
церкви в Пархомовке |
-- Тут вот какое дело, -- принялся дружелюбно объяснять
отец Васыль.
-- Основатели этого величественного
строения, занимающего (прошу заметить!) первое место в
Европе по качеству акустики, были большими любителями
восточных учений. Равно как и их авторитет -- Николай
Рерих -- они считали, что мир религий можно представить
как восхождение на одну и ту же гору, только с разных
сторон. На вершине горы -- Бог, а способы устремления к
Нему различны.
Если простыми словами пересказать
сущность учения Рериха "Живая этика", то оно
предполагало сближение и единение восточного и западного
типов мировоззрения. Учение это пытается соединить
русский и восточный ноосферный космизм. Идеи теософии,
антропософии, восточных эзотерических традиций, огромный
багаж знаний просветленных людей Запада нашли свое
применение и развитие в учении Николая Рериха. Большой
вклад в его популяризацию внесли жена Елена и сыновья –
Юрий и Святослав.
-- Стараниями Святослава Рериха, -- продолжал отец
Василий, -- в 1989 году началась крупная реставрация
нашего храма. Случилось это после встречи Святослава
Николаевича с Раисой Горбачевой в Киеве, где случайно
вспомнили об эскизных работах Рериха-старшего, по
которым сделаны мозаичные панно в Пархомовке. Никогда
церковные власти не давали разрешения на освящение храма
в нашем селе. Большой храм на две тысячи прихожан, в
строительстве которого использованы мрамор, гранит,
кованная сталь, шифер, дерево, керамика и даже
железобетон (едва ли не впервые в Российской империи),
церковь не желала принимать в свое лоно, поскольку
архитектурное решение не соответствовало церковным
канонам.
|
Фрагмент окна |
Действительно, подобных архитектурных решений в
православии не существует.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы – своеобразный синтез
готики, азиатских архитектурных традиций и языческих
культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота,
стрел, проросшего зерна, змей, виноградных лоз, пластов
вспаханной земли, ели, петуха и упомянутой уже свастики
(древеиндийского символа вечного движения жизни). Все
это вместе со специфическим паркетным полом и скамьями в
помещении храма не внушало доверия церковной власти. Но
Пархомовскую церковь все же освятили служители недавно
созданного Киевского патриархата.
|
Старинные надписи и
языческие символы на стенах церкви |
На стенах церкви и мраморных плитах вырезано множество
старинных надписей. Одна из них на старославянском
гласит: «Сооружен в честь и память Покровы Пресвятой
Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903 –
1906».
Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Любой
встречный расскажет вам, что в свое время село
принадлежало известному российскому магнату Виктору
Федоровичу Голубеву. Здешние земли он превратил в
образцовое хозяйство со статусом заповедного. В
Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали
хорошие урожаи зерновых и овощных культур, выводили
породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела
денег – для крестьян были построены две школы, больница,
амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в
которой установили полифон с большим репертуаром
музыкальных пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на
содержание этих заведений. Хозяйство велось с учетом
последних достижений агрономии.
Строительство началось в 1903 году. Проект церкви
заказали архитектору В.А. Покровскому. Николай Рерих,
хорошо знакомый с младшим Голубевым и Покровским,
разработал в Петербурге 13 эскизов мозаик и внешнего
декора храма (в Пархомовке Рерих никогда не бывал). Были
выполнены только две его мозаики: «Покров Богоматери» и
«Спас Нерукотворный», которые и ныне украшают храм.
Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того
времени В.А. Фролов. По задумке Рериха в интерьере храма
предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого
и серого цветов. Фрески должны были воплощать
гуманистическую идею мирового единства. Авторам удалось
воплотить в жизнь лишь малую часть идей.
-- Как известно, советская власть не жаловала культовые
сооружения, -- продолжил разговор отец Василий. – Очень
многие из них были разрушены. Пархомовскую церковь
спасла хозяйственная рассудительность колхозников:
сначала в помещении храма устроили клуб, потом – склад
удобрений. Впрочем, церковь потихоньку разбирали на
стройматериалы. Но в 1979 году сооружение получило
статус памятника архитектуры, а в 1982-м Киевское
областное отделение по делам строительства и архитектуры
института «Укрпроектреставрация» начало в Пархомовском
храме восстановительные работы. Нужно было перекрыть
крышу и купола, подновить разрушенную кладку. Особого
внимания требовали мозаики.
Увы, младший Рерих в Пархомовку так и не приехал, и
реставрацию свернули на полпути. С тех пор рука мастеров
не тронула храм.
Недавно в селе возобновили богослужение, организовали
экскурсионный маршрут «К Рериховским мозаикам», хотя и
не регулярный (возможно, оттого, что дорога – неважная).
Сейчас многие туристические агентства устраивают поездки
в Пархомовку в дополнение к экскурсии в Белую Церковь.
...
22.2.2007 г.
Журнал
путешественника Дмитрия Белова (Киев)
*
Статьи по теме:
Лариса Антоненко.
ПАРХОМОВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА
Роман Маленков.
Православна
азійсько-давньоруська готика.
Посещение собора в с.Пархомовка - тур выходного дня
Фотогалерея Пархомовской
церкви Покрова пресвятой
Богородицы.